Змей в Эссексе — современный викторианский роман
Сериал Apple TV+ «Змей в Эссексе» режиссёра Клио Барнард создан по роману 2016 года Сары Перри

В эпоху стриминговых войн, контент Apple TV+ заметно выделяется. Стриминг ищет небанальные сюжеты. Одним таким проектом стала экранизация бестселлера «Змей в Эссексе» Сары Перри. Писательница сама адаптирует свой роман, соавтор сценария Анна Саймон (Глубокие воды) и режиссер Клио Барнард (Темная река).
«Змей в Эссексе» современный роман, написанный в 2016 году и один из самых феминистских романов. Современный дискурс погружен в викторианское прошлое. Частое клише о пробуждении женского самосознания и обретения субъектности наполняется готическим символизмом и высвечивает проблемы сегодняшнего дня ярче и объемнее. В Викторианское время под натиском научно-технического прогресса начался слом эпохи. Он резонирует с тем, что происходит сейчас.
Новые знания и опыт истории позволяет авторам рассказать о бытии на более высоком уровне сложности. Одной из основных тем сериала стала дихотомия мира — встреча двух диаметрально противоположных взглядов на жизнь — мифического сознания и научного, зарождение новых форм отношений и так называемые традиционные ценности, принятие неопределенности и хаоса, живой интерес к природе и страхи и цепляние за иллюзии стабильности, средневековое невежество и поиск виноватых.

Сериал сосредоточен на Коре Сиборн (Клэр Дейнс) главной героине. На первый взгляд, Кора обычная женщина той эпохи, принадлежащая к аристократическому кругу. Но смерть жесткого мужа освобождает ее. Энергия и сила характера, которые были подавлены в браке, раскрываются. Ее хочется заниматься наукой, и модной тогда палеонтологией. Когда ей на глаза попадается газетная статья о рыбацком городке, где объявился таинственный «змий», она покидает Лондон и бежит на побережье со своим аутичным сыном Фрэнки (Каспер Гриффитс) и гувернанткой Мартой(Хейли Сквайрс).
В маленьком Олдвинтере царит паника. Слухи о змее подпитываются странными происшествиями — небольшим землетрясением и исчезновением девочки-подростока. Люди от мала до велика как будто сходят с ума. Они жгут костры, рвут сети в клочья, приносят на берег убитых мелких животных и заняты поиском ведьм.
Пейзажи Эссекса со странными туманами и жуткими болота, извилистым берегом огромные небеса и древние церкви отзываются коллективными страхами, болезнями и травмами.

Кора знакомится и начинает дружить викарием Уиллом Рэнсомом(Том Хиддлстон) и его семьёй, женой Стеллой (Клеманс Поэзи) и их детьми Джо (Дикси Эгерикс) и Джоном (Райан Реффелл).
В сериале «Змей в Эссексе» есть несколько любовных треугольников. В Кору влюблен лондонский хирург Люк Гарретт(Фрэнк Диллейн), он настолько очарован, что следует за ней на побережье и устраивает для нее вечеринку. Друг Люка Спенсер(Джамаэль Вестман) симпатизирует Марте. В кого влюблена Марта (Хейли Сквайрс) тот еще вопрос.
Самые сложные отношения между Корой и Уиллом.
Уил выглядит эксцентричным священником. Он сторонник Просвещения, страстный читатель, христианин со здравым смыслом, верящий, что «наш Бог — бог разума и порядка». Кора и Уилл постоянно спорят, но искра страсти разгорается все сильнее.
Нежная болезненная Стелла почти идеальна, она олицетворяет прошлое альтер эго Коры. Пассивное и покорное начало полным принятием чужой, пусть высшей доли, воли. Но в ней столько любви и теплоты, столько доброжелательности к мужу и Коре, что невозможно ее отринуть.

Змей как символ имеет двойственную природу в мифах и культурах. В сериале он также множится на символическое и обыденное. Змей — это суеверие, искуситель из библейского мифа о грехопадении, настоящее животное, продукт коллективного темного подсознательного. Как символ подчеркивает дихотомическую идею тела и разума, материи и интеллекта, науки и мифа, любви и дружбы, города и деревни….
Кора, конечно, тоже змей, творческое начало, ворвавшийся в устоявшуюся жизнь. На фоне глухой деревне это особенно видно, ее воспринимают ведьмой.
Она расширяет границы и как круги на воде увлекает окружающих. Вокруг Коры собираются прогрессивные люди того времени — это и социалистка Марта и священник-интеллектуал Уилл, молодой светило медицины, хирург Люк. Они изменчивые сложные персонажи, которые чувствуют себя искателями истины, каждый по-своему неотразим. Каким бы образом не складывались дальнейшие отношения, живая энергия Коры помогает им найти свой путь.

Поведение Коры трактуется даже прогрессистами как эксцентричное, а она лишь отринула страхи и следует сердцу. Для нее внутренняя свобода не дань веяньям времени, а сильное искреннее чувство. Она страдает от собственных бурных эмоций, которые захватывают ее и ранят. Кора изо всех сил пытается найти общий язык с сыном, близкими, миром.
Но она так и остается не понятой и чужой, многими близкими, гувернанткой Мартой. Чтобы акцентировать ее несвоевременность, а не только привилегированное положение, авторы придумали ей копну ярко-рыжих волос на монохромном пейзаже и экстравагантные костюмы. Кора появляется на вечеринке в ассиметричном платье, которое никогда не могло бы появиться в викторианскую эпоху.
Многослойность сериала как в жанре(мрачный готический роман), и повествовании(символизм и интертекст) и чувственное кинопроизводство, поддерживаемое невероятным актерским составом, делают сериал совершенно неотразимым, даже несмотря на скомканный финал.
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов, если вам там удобнее