«Жизнь матрешки» — Как Наташа Лионн застряла во временной петле
Сериал «Жизнь матрешки» создан Наташей Лионн, актрисой, известной по сериалу «Оранжевый — хит сезона»
В сериале «Жизнь матрешки» личная история автора и фантастика тесно переплетаются и дополняют друг друга. Сериал создала Наташа Лионн. Она принадлежит к числу детей-актеров. Наташа начала работать моделью в шесть лет, подписав контракт с престижным агентством Ford, и получила первую роль в «Театре Пи-Ви». В шестнадцать она стала экранной дочерью Вуди Аллена в фильме «Все говорят, что я люблю тебя». Наташа так и не закончила среднюю школу, потом год проучилась в Школе искусств Тиш при Нью-Йоркском университете. Снималась в фильмах «Трущобы Беверли-Хиллз», «Американский пирог».
Путь был непрост как в актерской профессии, так и в личной жизни — конфликты с родителями, избавление от травм и зависимостей. Она долгое время играла в основном роли второго плана, пробовала себя в режиссуре. Взлет карьеры принесло участие в сериале «Оранжевый — хит сезона» и роль Ники Николс. Наташа использовала окно возможностей и при поддержке друзей и соавторов Эми Полер и Лесли Хэдленд, создала свой весьма успешный сериал «Жизнь матрешки» на Нетфликс. Он получил в общей сложности 13 номинаций премии «Эмми», выиграв три.
Нади Вулвоков, главная героиня сериал «Жизнь матрешки», одинокая, независимая, немного циничная жительница Нью-Йорка, программист-фрилансер. Она является альтер эго автора и несет в себе боль поколения 36-40 летних жителей больших городов, часто таких же одиноких, в меру обеспеченных, на пороге нового этапа жизни, ищущих смыслы и оправдания бесполезному прозябанию. Надю трудно назвать обаятельным персонажем. Она — антигероиня, довольно раздражающая, безалаберная, разрушающая укорененные представления о том, что такое «женственность», но с невероятной энергией. Впоследствии зритель невольно проникается её несовершенством и начинает сочувствовать героине.
«Жизнь матрешки» является одной из форм известного фильма «День сурка». Каждый раз умирая, Надя возвращается на богемную вечеринку по случаю собственного дня рождения, она оказывается в туалете перед зеркалом с льющейся из-под крана водой. Кажется, что героиню все устраивало, она ничего не собиралась менять, жизнь катилась по привычным рельсам, порой скрипела как тяжелая ноша. Постоянное умирание становится метафорой глубокой депрессии и экзистенциального кризиса. Надя уже находилась в собственной петле деструктивности и одиночества, не понимая, зачем просыпается каждый день, ненавидя себя и все вокруг.
Рутинность повседневности, раздражение от жутких новостей, страх перед хаотичной несправедливостью жизни. Этот ком приводит изоляции и эскапизму тусовок и саморазрушения, даже если это кажется собственным выбором. По неизвестному замыслу Вселенной Надя получает новый шанс — начать все сначала, как в компьютерной игре, которую она создала. Пройти новый уровень, найти все подсказки и ответы.
В этой ужасной сверхъестественной петле времени Надя находит еще одну заблудшую душу — Алана Завери(Чарли Барнетт), которому тоже придется столкнуться со своими страхами. Простая истина работает — человеку нужен человек, боль одиночества уменьшается, если ее можно разделить на двоих, взгляд другого позволяет увидеть ситуации под иным углом. Но идти к ней трудно.
Совершенно неправильный русский перевод «Жизнь матрешки», в оригинале «Russian Doll», предлагает более поверхностную трактовку, ссылаясь к русскому имени, акцент, а также экстравагантной внешности героини. Когда сериал вышел в 2019 году Наташу сравнивали с Аллой Пугачевой за лохматую кудрявую прическу.
Но деревянная кукла «Матрешка» имеет глубокое символическое значение. Каждая серия снимает свой слой, позволяя докопаться до сути. Кокон раскручивается, раскрывая смыслы, которые таятся в подсознании.
Красивый финал без нравоучений и морализаторства заканчивается катарсисом и карнавалом. Собираются символы и персонажи со всего фильма. Завершается цикл, стираются границы между мирами, пройден очередной экзистенциальный кризис, жизнь продолжается.
Второй сезон даже более амбициозен, еще более насыщен слоями. Поколенческий кризис, пресловутый конфликт отцов и детей переосмысляется. Это не борьбы нового со старым, а историческая травма, карма, повторяющиеся паттерны — боль, чувства вины и невозможности преодолеть все это. Теперь он принимает форму фильма «Назад в будущее». Надя отправляется в прошлое через мистическое метро и оказывается в телах матери и бабушки.
Бабушка Нади пережила Холокост и бежала из Венгрии в Америку, пряча семейные ценности и реликвии. Потом были куплены ценные золотые монеты Крюгерранды, которые должны были обеспечить безбедное существование на новой земле. Надя маниакально пытается исправить ошибки сначала матери, которая беременна ею. Потом помочь бабушке с наследством и изменить ход своей жизни.
Она ищет способы, чтобы оправдать свои ошибки и склонности к веществам и алкоголю трудным детством и «неправильным» воспитанием. В результате Надя оставляет умирать в одиночестве единственного близкого человека — Рут, которая всегда заботилась о ней.
Она проникается теми обстоятельствам, осознавая, что большая часть нашей судьбы определяется силами, на которые мы не можем влиять. Одержимость бабушки выживанием и контролем приводят к инфантильному протесту Норы и тем бременем, которое не выдерживает хрупкая психика. Она курит, пьет и употребляет наркотики во время беременности, складывая все факторы, которые, кажется, обрекают Надю проходит тот же самый замкнутый круг.
Второй сезон менее цельный, чем первый. Алан, чья сюжетная линия привели Надю в идеальный баланс в первом сезоне, в значительной степени отодвинут на второй план. Персонаж помещен в рамках странного сюжета, метро отправляет его в тело бабушки в Восточном Берлине 1960-х годов.
Но Алан опять выступает палочкой-выручалочкой и единственный кто разделяет с Надей травматический опыт, который она не в силах выдержать и преодолеть одна.
Название «матрешка» во втором сезоне приобретает другое значение — подсознательные слои матриархальной линии. Оболочки наших предков находятся где-то там внутри нас, являясь неотъемлемой частью нас самих, их памятью. Индивидуальная судьба Нади — груз вины и ответственности за «неудобное прошлое» глубоко символична перекликается с христианским мифом о первородном грехе, реальным кризисом, через который проходили многие страны и люди.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com