Кто следующий на железный трон «Игры престолов»
С момента дикой популярности «Игры престолов» стриминговая война между платформами перекочевала в фэнтезийные миры. Как это отразилось на жанре и будет ли новый фаворит

Стриминги не оставляют надежд создать свою Игру престолов. У каждого появился свой проект, который станет очередным прорывом.
Но было несколько факторов, которые сделали шоу.
Игра престолов — постапокалиптическое фэнтези, замаскированное под историческую драму. Она по-прежнему действовала в привычном патриархальном ландшафте, где полно жестких сексуальных сцен, насилия и средневековой грязи, но вбирала в себя наши страхи, экологические проблемы и страшное историческое наследие и переосмысливала меняющиеся ценности.
Первое, сериал «Игра престолов» основан на современном литературном материале. Мартин, ныне здравствующий, талантливый писатель, к тому же долгое время работал сценаристом. Он в курсе современного философского и исторического дискурса, и экологического. Наш век характеризуется распадом больших нарративов и настроения конца истории. Это ощущение включено в повествование сериала.
Второе, Мартин разрушает главный самый нарратив — христианский миф о Христе и его воскресении.
Христос в том или ином виде господствовал как центральный герой, всё повествование держалось на страданиях, переживаниях героя. Нед Старк теряет голову в первом же сезоне и рождает ансамбль самых разных персонажей. Каждый имеет свою линии, каждый совершает ошибки и поступки, получает опыт и несет его в мир. Его дети остаются покинутыми и одинокими в пространстве хаоса и гоббсовской вражды всех против всех.

Подвергается трансформации главный христианский миф о воскресении Христа. В книгах Джорджа Мартина умирает и воскресает не только Джон Сноу, и другие персонажей умирают и воскресают по несколько раз, таким образом обесценивая идею вечной жизни, прихода мессии и потерянного рая, сколько бы их ни воскрешали, они возвращаются в тот же мир насилия, выживания. Они не переживают катарсиса. Джон, умирая, не попадает в виртуальную реальность или параллельный мир, как к примеру Поттер, он не видит ничего, кроме темноты, пустоты.
Мир Вестероса мгновенно начинает походить на наш, становится сложным, он расползается по всему континенту, обрастая многочисленными связями и персонажами.
Авторы Игры престолов — прекрасные манипуляторы.
Разнообразные герои, подходящие для разных категорий аудитории, брошены в мир неопределенности, которую прекрасно ощущают зрители. И вот когда вы выбираете себе героя, за которого будете переживать, то писатель, а затем и шоураннеры, приготовят вам сюрприз. Они расправляются с героями крайне жестоко, и это жутко держит в напряжении зрителей. Как бы мы не хотели, то все равно отождествляем себя с персонажами, и разлитая атмосфера неопределенности, предчувствия опасностей соотносится с настроением зрителей.
Сериал «Игра престолов» открыл жанр фэнтези, до этого любимый только ярыми фанатами и любителями реконструкций, для всей аудитории.
Однако последующие фэнтези будут не хуже первенца, но они будут другими, искать и занимать свои ниши. Воображаемые миры — прекрасное место для виртуального исследования и прогнозов возможных вариантов развития общества, имеет красивую картинку. Интересны как зрителям, так и создателям сериалов.
Новый тренд на разнообразие может иметь свою темную сторону. В одном исследовании говорится, что мы вступаем в эпоху микрокультуры. Люди разбредаются по сообществам, они ищут единомышленников. И если их не устраивает заявленная позиция, он просто проигнорирует и уйдут в другое пространство. Проблема не в том, что люди не будут смотреть, а в том, что не захотят принимать другого мнения или позиции. Это касается не только просмотра фильмов и сериалов, но и всего остального. Что ведет не к сотрудничеству и обсуждению, если хотите комментирования в соцсетях, (что может быть и неплохо, чтобы сбавить собственный градус напряжения), а большей поляризации общества в целом. В эпоху лавинообразного выпуска контента просто невозможно заставить смотреть людей одно пусть и популярное шоу.
С этим борется противоположная тенденция — желание и поиск людей пережить общий, объединяющий опыт. Совершенно точно нам всем это необходимо. Это рождает особое состояние — воодушевление, энтузиазм, и становится знаковым событием для поколения.

«Ведьмак» и «Колесо времени» — первые ласточки. Литературные источники написаны в двадцатом веке, и базируются на мифе о герое. Непонятые миром одиночки, романтики и антигерои кочевали от книги к книге. Но, культурный ландшафт значительно изменился. Теперь истории стали гораздо более зрелыми. Искушенный зритель ищет объяснения происходящему сегодня и эмоциональную подпитку притом, что хочет увидеть нечто знакомое и привычное. Поэтому современные сценарии трансформируются под реалии. Не все получается гладко, создатели часто действуют методом тыка. Так изображение не успевает за ускоряющимся временем. Поэтому расширяя вселенные, франшизы и доставая из закромов обветшалых истории и героев, намереваясь наполнить их новым содержанием, они часто страдают отсутствием логики и смысла.
«Колесо времени» наиболее характерен для новых тенденций жанра фэнтези. Кажется, его создатели провели работу над ошибками по следам Игры престолов. Прошел первый сезон шоу. И сказать получилось оно или нет, пока невозможно. И не потому что оно плохое и хорошее, а трудно дать однозначную оценку. Хотя бы, потому что уровень исполнения значительно вырос. Первый сезон — это зачин основного действа, который только намечает развитие повествования, знакомит с персонажами, в особенности если зритель незнаком с литературным источником. Фэнтезийные миры часто огромны, и на выстраивания пространства, создания городов самобытных государств, костюмов, насыщенных деталями и подчеркивающими характеристики персонажей тратится уйма сериального времени.

Авторы сериала «Колесо времени» вынуждены подправить основное повествование, которое следует мифу о герое. В сюжете Морейн находит группу избранных и ведет ее в Белую башню, чтобы выяснить кто из них Возрожденный Дракон, который должен победить Большое Зло. Сериал сразу создает ансамбль и распадается на персонажей, которые в книге играли второстепенные роли, здесь выходят на первый план. Сериал отказывается от изображения жестких сексуальных сцен. Приоритет отдается чувствам и красоте исполнения.
Великолепная заставка, наполненная смыслами и архетипическими образами, представляет собой Гобелен на ткацком станке времени и пространства, где сплетаются нити судьбы.
Маститый актерский состав во главе с Розамундой Пайк в роли Морейн разбавлен почти дебютантами, которые стараются соответствовать уровню звезд.
Другим путем пошел стриминг Apple TV+. Он снял амбициозный проект Основание, основанный на научно-фантастической эпопее Айзека Азимова.
Но и впереди нас ждет много невероятных фэнтезийных сериалов.
В этом году выходит сериальная адаптация «Властилина колец», которой занимался Amazon. Это одно из самых известных произведений в жанре фэнтези, плюс адаптация Питера Джексона, и притянет внимание аудитории. Недавно появившиеся постеры говорят о тщательной работе команды сериала и, что это будет грандиозный проект. Что нового привнесет он в жанр?
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов
Иллюстрации: imdb.com