Все совпадения неслучайны — первый сериал Альфонсо Куарона
Новый мини-сериал Apple «Все совпадения неслучайны» — адаптация одноименного бестселлера Рене Найт 2015 года

Громкие имена порождают большие надежды, привлекают внимание.
Режиссёром и шоураннером нового сериала Apple «Все совпадения неслучайны» стал Альфонсо Куарон, лауреат двух премий «Оскар» и обладатель награды Венецианского кинофестиваля. Он снял антиутопию «Дитя человеческое» и камерный триллер «Гравитация», ностальгическую драму «Рома».
Главную роль в сериале исполняет Кейт Бланшетт. Её поддерживает звёздный ансамбль лауреатов и номинантов на Оскар — Кевин Клайн, Саша Барон Коэн, Лесли Мэнвилл и Коди Смит-Макфи.
«Все совпадения неслучайны/Disclaimer» — первый опыт Альфонсо Куарона для маленького экрана. Он позиционирует сериал как многосерийный фильм. Мастер продемонстрировал полную приверженность к проекту. Он написал и срежиссировал каждый эпизод телешоу. И показал его на Венецианском кинофестивале, а также в Торонто и Лондоне. Куарон привлёк своего постоянного оператора, трёхкратного обладателя премии «Оскар» Эммануэля Любецки и Бруно Дельбоннеля, который часто работает с братьями Коэн. Финнеас О’Коннелл(брат Билли Айлиш) написал роскошную музыку.
«Все совпадения неслучайны/Disclaimer» основан на одноимённом романе Рене Найт, который для своего времени был оригинальным с точки зрения того, как мы оцениваем женское поведение в мире мужских фантазий. Но сейчас звучит как далёкий отголосок эпохи #MeToo. Эта тема романа часто перевешивает. Альфонсо Куарона привлекла форма романа, которая раскрывает другую актуальную идею — власть нарратива. Сила историй и их влияние — вечная философская и кинематографическая тема.
Сериал можно считать режиссёрским вкладом мастера в осмысление цифрового и информационного пространства и понятия культуры отмены. Есть некоторая авторская ирония (писательница Рен Найт работала на ВВС и снимала документалки) — героиня по профессии журналист и кинематографист, снимающий документальное кино на острые социальные темы.

Альфонсо Куарон раскрывает своё послание в одной из первых сцен, когда реальная журналистка Кристиана Аманпур вручает награду главному персонажу сериала Кэтрин Равенскрофт. И произносит высокую речь о силе нарратива и формы, которые, как она говорит, могут приблизить нас к истине или стать оружием манипулирования.
«Все совпадения неслучайны» — запутанный триллер, перевертыш, своеобразная игра со зрителем. Когда его водят за нос, не раскрывая деталей, чтобы произвести в последней части или финале впечатление, шок и катарсис. Более того, искушённый зритель ждёт подвоха, зная, что всё должно поменяться местами, чёрное становится белым и наоборот.
Интрига начинается с названия. Стандартное заявление «Любое сходство с реальными людьми, живыми или мёртвыми, является чисто случайным…» перечёркнуто красным — совпадения неслучайны. В произведении использован приём «роман в романе».
Бланшетт играет уважаемую журналистку, Кэтрин Равенскрофт, снимающую острые документальные фильмы. Жизнь рушится, когда появляется книга «Идеальный незнакомец». В этой книге якобы рассказывается история курортного романа Кэтрин, который заканчивается трагически. В результате событий молодой путешественник Джонатан погибает.
И вот спустя годы, его отец Стивен Бригсток, бывший учитель, одинокий несчастный старик, после смерти жены Нэнси(Лесли Мэнвилл) находит рукопись романа «Идеальный незнакомец» и компрометирующие фотографии. С тех пор он помешан на мести. Обвиняя Кэтрин в смерти единственного сына Джонатана(Луи Партридж), он стремится разрушить жизни журналистки, за собственные деньги издаёт роман и распространяет его среди коллег и родных Кэтрин. И конечно, отправляет экземпляр героине романа.

В дело вступает приставка «мета». Повествование делится и дробится, оно идёт в четырёх измерениях. Закадровый голос главной героини, который комментирует и поясняя чувства и поступки персонажей. Большую часть сериала Кэтрин лишена возможности высказаться, поэтому идёт её внутренний монолог.
Следующая часть нить книги «Идеальный незнакомец» разворачивается как экскурс в прошлое, перемещаясь в Италию.
Свой голос имеет Стивен Бригсток. Он рассказывает о страданиях одинокой, беспросветной жизни, раскрывая мотивы мести и поступки.
Последняя линия — это настоящие события, так называемая объективная реальность.
Линии конфликтуют и противоречат друг другу. И никогда нельзя сказать, кто из рассказчиков более ненадёжен. И то и другое своего рода обман и иллюзия. Таким образом, возникает сложная запутанная вселенная сериала. Атмосфера которого создаётся разными цветовыми решениями и визуальными эффектами. Каждая деталь интерьера, пейзажа, одежды играет на персонажа или усиливает повествование.
Выдуманная нить романа выполнена в тёплых, золотистых оттенках с исчезающим кружочком, которые были у немых фильмов. Такой подход символизирует прошлое, которое часто представляется нам в воспоминаниях как счастливое и романтичное время. Оно контрастирует с современными холодными и мрачными сценами.
Персонажи обрастают предысторией, характером, черно-белые границы между ними размываются. Актерский ансамбль играет несовершенных людей, оказавшихся втянутыми в вечную историю о справедливости, обмане, любви и насилии. На них продолжает влиять трагедия.

Саша Барон Коэн неузнаваем в драматической роли, сыграл мужа Кэтрин, Роберта, одного из самых неоднозначных персонажей, сочетающего, казалось бы, несовместимые качества: прогрессивность взглядов, лицемерие и неуверенность, ревность.
Кевин Клайн в серо-розовом вязаном кардигане играет Стивена, жалкого, брошенного старика, для которого вызов Кэтрин является последней схваткой за смысл существования.
Кэтрин кажется такой типичной бессердечной, амбициозной женщиной. Кейт Бланшетт не в первый раз играет сложного, отстранённого человека, как например в фильме «Тар». Но в этой роли холодность матери объясняется глубоким чувством вины и своей неполноценности. Её Кэтрин более хрупкая и уязвимая женщина.
Сериал нарочито использует мелодраматичность истории, некоторые приёмы и повороты гипертрофированы, нереалистичны, нелогичны. Но события последних лет доказывают, что абсурдность реальности никто не может превзойти. Один и тот же факт может быть представлен в разных интерпретациях и раздут, извращён болезненной фантазией, страхом, конформизмом.
Как легко мы подвержены влиянию, ничто не мешает нам изменить мнение о человеке в один момент, даже если мы его знаем долго. Сериал бросает вызов нашим предрассудкам, нашим суждениям и нашей склонности обобщать и навешивать ярлыки, присоединяясь большинству.
Однако у мыльной мелодраматичности есть обратная сторона — она поверхностна и не даёт развиваться идеи вглубь, оставаясь в плоскости личных взаимоотношений. Её использование кажется слишком простым решением для режиссера такого уровня.
Цифровая эпоха предъявляет нам все новые вызовы, переместив нас в пространство о Воображаемого и Символического и оторвав от Реального. Автор превращается демиурга, творящего новую реальность, в которую все с удовольствием поверят, подтверждая избитый шаблон «всей правды мы не узнаем». А если и узнаем, то никогда не захотим её принять, слишком она уродливая и пугающая.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской