Обзор сериала «Ведьмак»
Сериал «Ведьмак» — первая попытка Нетфликс создать собственную «Игру престолов»
Перед продюсером и шоураннером сериала «Ведьмак» Лорен Шмидт Хисрич и ее командой стоит непростая задача — угодить раздутому ожиданию зрителей, фанатов, критиков:
- придумать таким образом сложное мироустройство вселенной Сапковского, чтобы она было понятно для неофитов,
- сохранить оригинальность сюжета и подачи материала,
- вместить все в восемь эпизодов, чтобы не нарушить темп и динамику,
- потягаться бюджетами с «Игрой…»,
- сразить хореографией сражений, спецэффектами, костюмами, саундтреками и так далее….
Первый сезон
Мир Ведьмака полон запутанных конфликтов и давней конкуренции, которые требуют много объяснений, но все же не имеют смысла. После сопряжения, это катаклизм, который произошел 1500 лет назад, на континент попали люди, монстры и другие невероятные существа. Коренные народы: эльфы, краснолюды, гномы — изгнаны или вытеснены со своих земель на окраины или леса.
В настоящем между людьми идет северная война. Империя Нильфгаард — подобие всех фашистских и авторитарных государств, которая готова поработить и уничтожить огнем и мечом любой народ и страну. Нильфгаард осаждает и сжигает Цинтру, богатое и процветающее царство.
В водовороте интриг, событий переплетены три судьбы и три героя. Это Йеннифер (Аня Чалотра), чародейка с эмоциональными проблемами; Цири (Фрейя Аллан), маленькая принцесса-подросток, бегущая от нильфгаардских головорезов; и ведьмак Геральт из Ривии (Генри Кавилл), наемный охотник на монстров. Их линии развиваются параллельно и не соединяются в общее повествование, они разобщены во времени и пространстве, рассказываются с разной скоростью. Смешав настоящее и прошлое, заставили зрителя собирать пазл самостоятельно, дабы вовлечь в фэнтезийную среду и игру.
В традиции вселенной правитель имеет советником волшебника. Таим должна была стать Йеннифэр, деревенская горбунья, проданная отчимом ведьме по имени Тиссая за 5 монет. Она попадает в школу Чародейства и Волшебства. Получив красоту, но лишившись способности стать матерью, она втягивается в конфликт с главной наставницей и зависает в нем, пока финальная битва с Нильфгаардом не стала своеобразным катарсисом. И очень узнаваемым моментом! Такие в «Ведьмаке» встречаются.
Линия Геральта начинается как антология коротких захватывающих рассказов о странствиях и победах ведьмака. Геральд — мутант. Магические способности и силу он получил путем трансформации(введение травяных эликсиров десятилетним мальчикам), которую проводят в школе ведьмаков. Ведьмаки должны были защищать людей от чудовищ. На самом деле бывает наоборот, Геральт выступает защитником монстров или проклятых существ от людей. Генри Кавилл, кажется, сделал все, чтобы влиться в роль ведьмака. Его мощное исполнение отражает многолетнюю усталость персонажа от человеческих страстей. Он мало интересуется развратными королями или ссорящимися людьми, которые его нанимают. Персонаж демонстрирует большую глубину, показывая человека, пытающегося не отступать от моральных принципов, несмотря на то, что жизнь постоянно бросает ему вызовы, и волей-неволей он оказывается в гуще событий.
Предназначение — столп, на который опирается часть сюжета сериала и связывает Геральта и Цири. Оно имеет магическую и неотвратимую силу, переплетая людей невидимыми нитями судьбы. Все подчинено неведомой Высшей силе — предназначению, долгу, смерти или жизни.
Цири весь сезон ищет ведьмака, которого она никогда раньше не встречала. Цири — важная часть загадки шоу. Она представляет таинственный интерес для Нильфгаардской империи.
Первый сезон можно расценивать только как пролог для будущих серий, в которых наконец проявится нераскрытый потенциал. Есть опасение, что создатели повернуть сюжет в сторону разбора политических интриг, все еще пытаясь стать новой «Игрой престолов». Вместо того чтобы дистанцироваться от нее и сосредоточиться на харизматичном и сильном, но рефлексирующим герое в жестоком и несправедливом мире, пытающемся спасти жизнь и красоту в образе невинной девушки (привет от Мандалорца). Этот неубиваемый и архетипический сюжет как никогда актуален в период осмысления и поиска новой мас
Второй сезон
Второй сезон «Ведьмака» образовывает в телевизионном мире свою вселенную. Первый сезон был любопытен, но он не избежал подражаний Игре престолов, но эти болезни роста в основном утихают. На сегодняшний день для таких больших проектов, это только прелюдия к большому пути. Сериал обрастает деталями, волшебством и пытается найти собственный тон в фэнтезийном мире. В целом, Нетфликс хорошо поработал и исправил большинство ошибок и нареканий фанатов, критиков. Фэнтези — затратное производство. Нетфликс предусмотрительно отказался от Проклятой и парочки другой сериалов, чтобы довести до ума вселенную Ведьмака. Чудовища, магия и пространство континента выглядят правдоподобно.
Во втором сезоне персонажи следуют предназначению в прямом смысле. В финал первого закончился на встрече Геральда и Цири. Они отправились в Каэр Морхене, крепость, где оставшиеся ведьмаки собираются зимой, чтобы оправиться от сражений и воссоединиться со своим старшим Весемиром.
Линия Геральда и Цири — ствол сериала. Здесь сериал чувствует себя как рыба в воде в пространстве сказочного, магического и архетипического, здесь происходят самые красивые бои, интриги, завязки. Знакомые тропы Проппа и Кэмбелла работают безотказно. Авторы сериала сознательно подыскали для Геральда новый образ. Прямолинейный антигерой и замученный, смирившийся со своей судьбой боец превращается в заботливого, иногда строгого и нежного отца, практически отказавшегося от насилия, полностью оправдывающий лозунг второго сезона «Призван защищать».
Все царства и сообщества стремятся заполучить Цири и ее мощный волшебный дар. Корысти даже не избежал Весемир, предводитель ведьмаков, когда узнал о старшей крови Цири. Только Геральд видит в ней испуганного и загнанного ребенка, который боится больше самого себя и тех внутренних изменений, что происходят. Генри Кавил отдается образу Геральта из Ривеи, принимая его грубые манеры и тщательно скрываемое кривое чувство юмора, усталость, движения с мечом.
Йенифер переживет экзистенциальный кризис, после серьезного удара по ее самоидентификации. Но и она проходит свой путь к пониманию долга. В результате сезона перед нами идеальная нуклеарная семья, основанная не на родстве, а теплоте и сочувствии, взаимоуважении. Они разделяют обязанности: Геральд — это воплощение грубой силы и преданности, Йенифер — ума и нежности. 0Что не вписывается в современный тренд, но здесь семья выступает как социальный проект. Как только авторы превращают бывших любовников в родителей, романтическая линия совсем затихает.
Персонажи образуют островок безопасности, надежности в безумном растерзанном мире, в котором ребенок может расти и крепнуть. Такой образ очень отзывается в период пандемии и на глазах меняющегося мира. Человечество пока не придумало ничего взамен семьи, как круга людей, близких по духу, крови, долгу.
Параллельно развивается истории о взрослении Цири. Она осознает чувство собственной свободы воли. Образ Цири подразумевает собой молодое поколение, на которое возлагаются надежды, и которое вскоре должно занять место предков.
Тон телешоу кажется еще неустойчивым. У него не получается маневрировать среди государственных интриг или уделять им больше внимания. Слишком длинный промежуток между сезонами заставил забыть расстановку фигур на шахматной доске Континента. Персонажей слишком много с бесчисленными связями, им не хватает места, чтобы заблистать и развиться. Поэтому многие из них прописаны схематично. Наиболее проработанная линия Фрингиллы и эльфийки Франчески Финдабаир. Кажется, авторы сериала не вполне знают исторические параллели со сложной историей этнической розни, миграции и сопротивления в Центральной и Восточной Европе, которые пытался изобразить Сапковский в романах. Но для полноты и глубины картины и образования фэнтезийной вселенной они необходимы. В истории Польши и Восточной Европы достаточно невыученных уроков истории, которые могли понять процессы происходящего сегодня.
Лютик единственный персонаж, который оживляет серьезность сериала. Несмотря на костюм, говорит и поет современным языком, и кажется человеком, случайно забредшим в чужую эпоху. Пока непонятно, такой прием мостик к зрителю или способ подчеркнуть вневременность творчества.
Темп сериала замедляется время от времени, что сказывается на внимании зрителя. Но финальный эпизод получился по-настоящему захватывающим эпическим действом, и только за него можно простить все огрехи второго сезона. Есть что-то трогательное в этом трио, решившим противостоять Континенту ради слезы ребенка.
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов