Уборщица. История матери-одиночки — вдохновляющая история о современной Золушке
В октябре на Нетфликс прошел совсем незамеченным великолепный сериал «Уборщица. История матери-одиночки», так как все внимание публики приковано к южнокорейскому триллеру «Игра в кальмара». Исполнительные продюсеры включают актрису Марго Робби и телевизионного сценариста и продюсера Джона Уэллса, создателя Бесстыдников и «Западное крыло»
Создательница сериала «Уборщица. История матери-одиночки» Молли Смит Метцлер была вдохновлена мемуарами Стефани Лэнд «Уборщица: тяжелая работа, низкая оплата и воля матери к выживанию».
Это история про Золушку с серьезной социальной основой. Проблема бедности — одна из самых тяжелых и мало исследуемая в кино. Индустрия и аудитория в целом равнодушна или враждебна к проблемам рабочего класса и бедноты. Тема «богатые тоже плачут» привлекает больше, чем чистка унитазов и слезы Золушки. Здесь легко скатиться в нравоучительную критику, соцреализм и то, что называлось в перестроечные времена словом «чернуха». Сериал рассказывает о бедности через личную историю Алекс, характер и сила героини важны для этой истории.
Она живет в трейлере со своим бойфрендом Шоном. После очередного пьяного скандала и пробитой стены, ночью Алекс с дочерью Мэдди бежит из дома. Они ночуют на парковке в машине, их прогоняет полицейский. Утром Алекс обращается в социальную службу. Уставшая от чужих драм чиновница наконец всматривается в несчастную Алекс. Отправляет её в приют для жертв домашнего насилия и даёт телефон клининговой компании.
Так начинаются мытарства и постоянная борьба с обстоятельствами. Страстность и напряжение драмы может дать фору любому триллеру. Некоторые моменты рассказывают о неприглядных сторонах работы уборщицей, но с юмором и упрямым чувством надежды. Алекс сталкивается с бюрократическим лабиринтом и полном всяческих уловок-22, справок, бумажек, равнодушных чиновников. Она всех раздражает одним своим существованием и присутствием: работодателей, клиентов, воспитателей детских садов и продавцов магазинов. Малооплачиваемая работа, непригодная для жилья квартира, маленький ребенок. Она разрывается на части, в голове постоянный счетчик, учитывающий каждую копейку, то есть цент.
Она сражается со всей огромной неповоротливой системой соцслужбы и противостоит грубой реальностью совершенно одна. Ее родители развелись давно. Отец имеет свою семью и детей-близнецов из «Сияния», как говорит Алекс. Мать Паула, художница-хиппи, страдающая биполярным расстройством. Она вносит в жизнь Алекс еще больший хаос, появляясь с очередным молодым партнером и бесследно исчезает. Энди Макдауэлл играет мать Алекс, тогда как Алекс — это Маргарет Куэлли, настоящая дочь актрисы. Дуэт матери и дочери тонок и проникает в суть сложные отношения матери и дочери, показывая как объединяющий их опыт и безусловную любовь, так и болезненность связи. Энди Макдауэлл, известная ролями хорошеньких романтических героинь, в этом сериале демонстрирует недооцененный талант характерной актрисы.
Создатели сериала видят в каждом персонаже человека, отягощённого проблемами и бэкграундом. Партнер Алекс Шон, его играет Ник Робинсон, один из тех, кто вызывает противоречивые зрительские чувства. В персонаже есть качества, вызывающих симпатию. Он пытается бороться с алкогольной зависимостью и стать хорошим отцом для дочери Мэдди. Он ответственный, чуткий к проблемам Алекс, но и в то же время желание ей манипулировать, подавлять. В тандеме Алекс_Шон проявляются веские мотивы: почему женщинам сложно уйти от партнера помимо материальных проблем, почему они продолжают терпеть физическое и эмоциональное насилие.
Авторы сериала «Уборщица. История матери-одиночки» находят главную причину бедности в их изначальной надломленности людей, в социологии есть такое понятие «ловушка бедности». Человек оказывает погружен в беспросветный мрак усталости, безысходности, нищеты, тяжелой работы, зависимостей, который тянется из поколения в поколения, и вырваться из этого круга практически невозможно. Так и Алекс выбирает ненадежного партнера Шона, воспроизводя жизнь матери, которая также в детстве Алекс сбежала с дочерью на Аляску.
В сериале «Уборщица. История матери-одиночки» есть рассказ о важности общественных организаций и социальных программ, дающих шанс выбраться из ужасной ситуации. Прекрасный сочувственный образ Дениз(Би Джей Харрисон), женщины, которая управляет приютом для жертв домашнего насилия, где дарят пострадавшим время прийти в себя и помощь без унизительного морализаторства, на манер: сама виновата, что часто бывает в госучреждениях. В таких ситуациях чужие люди иногда проявляют больше поддержки, а тот, кто казался стервозной клиенткой как Регина(Аника Нони Роуз) превращается в подругу.
Алекс — прекрасная мать, она никогда не позволяет срываться на дочь или взваливать проблемы на детские плечи, как бы плохо ей не приходилось. Дикое устремление — выбраться из порочного круга продиктовано тем, чтобы обеспечить лучшую жизнь для Мэдди, в этой жертвенности таится опасность для Алекс. Девушка не святая, она часто ошибается, но внутренняя сила не дает ей сдаваться. Когда она сосредотачивается на собственных конфликтах, и то, что изменения нужны ей самой, судьба дает ей шанс начать сначала. История Алекс может быть не до конца типична, часть сюжета стоит на характере Алекс и актрисе Маргарет Куолли. Ее трудное положение кажется временным, а финал истории предсказуемым. Но…
История Алекс(Ленд)— очень душевная и вдохновляющая, только начало серьезного и важного разговора со зрителем о социальных проблемах современного общества, и превращение безликой массы из трущоб в людей-субъектов со своими историями.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com