Обзор сериала: Убийство на краю света
«Убийство на краю света» — детектив в стиле Агаты Кристи создан Брит Марлинг и Залом Батманглиджем

Забавно, что формула Агаты Кристи непременно работает, достаточно группу богатых и знаменитых поместить, как пауков в банке, в замкнутое пространство, заставить их ненавидеть друг друга, напустить тумана или сумрака, лабиринтов и коридоров, и внимание зрителей будет приковано. В него вписываются все проблемы многострадального мира и всегда определен вектор «добра и зла». Авторы играют классическим шаблоном, добавляя, как строительные блоки, актуальные темы. За последнее время вышло несколько таких проектов.
Один из них новый оригинальный детектив «Убийство на краю свете» создан Брит Марлинг и Зал Батманглидж, авторами малобюджетных инди-фильмов до «ОА». Как и любой постмодернистский текст, детектив перегружен темами: климатический кризис, неравенство, лицемерие капитализма, искусственный интеллект. Но чем он отличается так это образом новой героини как детектива поколения Z.
Дарби Харт, ее играет Эмма Корин, персонаж молодая умная женщина, одержимая работой и на «ты» с технологиями. У нее мальчишеская фигура, розовые волосы, пирсинг и «широко открытые» на мир глаза. Но если Лисбет Саландер из «Миллениума» Стига Ларссона и фильма «Девушка с татуировкой дракона», чье преемницей можно считать Дарби, была нонконформистом, ее внешние атрибуты бросали вызовы обывательскому конформному обществу, то у Дарби это выглядит уже привычно или просто забавно.
Дарби принадлежит к поколению, «не испорченного нарзаном» этим душным, лицемерным воздухом капиталистических мегаполисов. Вернее, оно выросло в них и не знает ничего другого. Лицемерие мира для них данность, с которой невозможно бороться, так как оно имеет статус явления природы. И это не подразумевает глупость или наивность, новое поколение способно постоять за себя и за свои убеждения. А вот всем остальным придется уступить им дорогу, даже несмотря на количество денег и связи. Честность и открытость дает ей возможность видеть хорошее и плохое в мире и делать выбор в пользу Жизни.
Технологии не вызывают ни страха, ни трепета, она не испытывает к ним зависимости и даже немного умеет «кодить», никогда не откажется от тех удобств, скорости, которые они дают. Даже с ИИ можно договориться, если знать его «нули и единицы».
Борьба с «травмой» тоже позади, депрессия, зависимость — у кого этого нет в душном сумасшедшем мире. У Дарби есть свое сложное детство. Ее воспитывал отец-одиночка, который работал в полиции коронером. Дочь сначала участвовала как неуместный и внимательный свидетель, а потом научается работе криминалиста — внимательно осматривать тела жертв убийств и делать выводы. Так возникает ее увлечение — любительское расследование убийств, которое знакомит ее с Биллом Фарра (Харрис Дикинсон), возлюбленным, другом. Одно из расследований заканчивается поимкой серийного убийцы. На основе приключений Дарби пишет книгу, становится известной.
Однажды ее приглашают на странный ретрит в Исландию. Техномиллиардер Энди Ронсон(Клайв Оуэн) собирает хакеров, ставших предпринимателями, активистов, сведущих в технологиях, и просто гениальных филантропов, обсудить ни много ни мало мировые проблемы.

Необычен выбор локации — это Исландия. Обычно богатство ассоциируется с бурной растительностью южных стран. А здесь суперсовременный отель, напоминающий инопланетный космический корабль, затерян среди бескрайних снежных пустынь. Он роскошен даже в своем минималистическом скандинавском стиле и оснащен антропоморфной нейросетью по имени Рей.
Энди женат Ли. В прошлом она считалась первоклассным хакером, но затем подверглась на пике карьеры буллингу в сети, всё бросила, вышла замуж за Энди и теперь воспитывает сына по имени Зумер. Ли — кумир Дарби. Она научилась программированию благодаря влиянию Ли.
Появление Билла, который тоже оказывается среди приглашенных, приводит в движение две временные линии сериала. Два параллельных детектива начинают конкурировать друг с другом. Ретроспективный рассказывает о любительском расследовании Билла и Дарби. Зимняя стужа Исландии сменяется пыльной пустыней, где два почти подростка ищут серийного убийцу. Их отношения сложны, два пытливых ума ищут ответы на свои экзистенциальные вопросы, но дружба перерастает в любовь. Драматическая любовная линия двух разных и быстро взрослеющих людей перевешивает основной сюжет благодаря прекрасному дуэту Эммы Корин и Харриса Дикинсона.

А современный детектив как преемник детектива классического продолжает исследовать порочность человеческой натуры. Под прицелом люди такие как Энди, обличенные властью и деньгами. Можно было бы предположить, что решив проблемы нижнего уровня пирамиды Маслоу, люди с деньгами обеспокоятся судьбами мира. Но великой трансформации не происходит, добавляется только эксцентричность, граничащая с паранойей — подземные бункеры, омолаживающие препараты, гиперопека.
И в этом сериал предсказуем. Легко предположить кто виновник и почему он не понесет заслуженного наказания. Но сериал не занят вечным вопросом «кто убийца», сколько исследует первопричину — насилие, которое стало фактором тормозящим и даже несущим катастрофические последствия как в глобальном плане, так и личном, повседневном.
На этом фоне многочисленные персонажи не получают развития. Это один из существенных недостатков телешоу, так как формат сериала позволяет это сделать. Талантливым актерам так и дают проявить себя, их поглощает отель-бункер Энди-Оуэна или исландская метель.
Несмотря на явные провалы в повествовании и развитии сериала, «Убийство на краю света» снято мастерски. От красивой кинематографии, запечатлевшей суровые исландские пейзажи, до мрачного и зловещего саундтрека — все ингредиенты для захватывающего мини-сериала присутствуют. Но этого недостаточно, даже если учесть, что я с большим интересом отношусь к творчеству Брит Марлинг и Зал Батманглидж, но последнее детище можно расценивать скорее как неудачу.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com