Фильм «Убийца» как постирония Дэвида Финчера
Последний фильм Дэвида Финчера «Убийца» стал хитом на Нетфликс
На Нетфликс вышла новая картина Дэвида Финчера «Убийца» и предсказуемо стала самым просматриваемым фильмом потокового сервиса вторую неделю подряд, набрав 22,3 миллиона просмотров. Звездная сила мастера, а также актеров Тильды Суинтон, Майкла Фассбендера притягивает зрителей. Но, как всегда, картина не оправдала ожидание фанатов и остальной публики. Разбивать сложившихся стереотипы в некотором смысле призвание Художника. Многие ожидали какого-то откровения, очередного переосмысления маскулинности, исследования внутреннего мира убийцы или просто страшного триллера, а получили постиронию режиссёра.
(о работе на Netflix) Я здесь для того, чтобы доставлять им «контент» — что бы это ни значило — вероятно, это привлечет зрителей к моей персоне.
Несмотря на то, что произведения Финчера практически никогда не завоёвывали наград на престижных кинофестивалях, и даже не могут похвастаться масштабными суммами кассовых сборов, они стали культовыми. «Бойцовский клуб», «Зодиак», «Семь», «Игра», «Социальная сеть» — в них отразился слом века 20-го. Несмотря на известный перфекционизм Финчера в кинопроизводстве, его картины революционны.
У режиссёра есть четкая позиция о своем месте в кино. В стратегии карьеры он очень схож с ровесником и собратом по цеху Стивеном Содербергом. Оба начинали с музыкальных и рекламных клипов. Оба любители технологий, смены жанров, одни из первых ушли на потоковые платформы и стали заниматься сериалами. Кстати, Содерберг помог другу монтировать «Убийцу». Финчер был тем, кто способствовал восхождению Нетфликс, создав «Карточный домик». А затем «Охотника за разумом» и прекрасную философскую анимацию «Любовь. Смерть. Роботы».
Финчер понимает формалистскую природу кино, в котором визуал, монтаж воздействуют на зрителя сильнее нарратива. Он выработал свой стиль, и несмотря на разножанровость созданных картин, в них есть то, что присуще только режиссеру Дэвиду Финчеру.
Но он не любит, когда его называют Автором или Художником, считая, что фильм — это сотворчество многих людей. Например, Финчер никогда не снимал фильмы по собственному сценарию. Наверное, не потому, что у него нет идей, а потому, что ему нравится реализовать другой взгляд.
Люди всегда спрашивают, почему я не снимаю независимое кино. Я снимаю независимые фильмы — просто делаю их в Sony и Paramount.
Все вышесказанное прекрасно укладывается в последний фильм «Убийца». Это мастерски продуманная картина, в которой роль истории, характер персонажа, какая-то мораль практически не имеет значения, ничто не важно, кроме самой эстетики, структуры и собственно стиля.
Финчер собрал под стать себе команду перфекционистов: оператор Эрик Мессершмидт, сценарист Эндрю Кевина Уокера и талантливый актерский ансамбль Майкл Фассбендер, Тильда Суинтон, Чарльз Парнелл, Арлисс Ховард.
Мое представление о профессионализме, вероятно, в представлении многих людей является одержимостью.
«Убийца» — это отточенная игрушка мастера с его личным кодом. Это искусство, созданное ради искусства. Кино ради кино. Несмотря на то, что банальность зла и пограничные состояния человеческой психики занимали, режиссера на протяжении всей карьеры, в фильме может не быть глубоких психологических или мифическо-социальных смыслов.
Французский комикс Алексиса Нолена Финчер мечтал экранизировать 20 лет. Комикс — великолепная возможность продемонстрировать владение формой кино.
Это самая банальная и предсказуемая история мести. Наемник промахивается, его кураторы, стараясь исправить положение, нападают на убежище в Доминикане и избивают его девушку. Хладнокровный убийца превращается в мстителя, оставляя смерть и уничтожая следы.
«Убийца» разбит на «главы», и еще один способ сделать прочный каркас для фильма. Повествование начинается вуайеристского, хичкоковского и почти немого 15-минутного эпизода. Безымянный герой в заброшенном пространстве WeWork наблюдает за окнами великолепного дома в Париже. Эпизод совершенно издевательский, тянется так долго, пока не усыпит внимание зрителя. И после провала образ бесстрастного героя начинает стремительно разваливаться, в то время как действие, наоборот, все более ускоряется.
В кино все не то, чем кажется. Это иллюзия. И Финчер приглашает насладиться этим. Режиссер предлагает бег, а не отдышку от него. Не забудьте измерить пульс после фильма. Медленная незаметная авторская ирония изредка просачивается в плотном пространстве фильма.
Меня всегда удивляет, насколько серьёзно люди относятся к фильмам, и из-за чего приходят в бешенство. Это фильм.
Капитализм, поглощающий идентичность, делает невидимым героя Фассбендера, который ростом 1,83, среди городской толпы он выглядит «как немецкий турист». Среди вывесок крупных корпораций и массы цифровых технологий он делает покупки, ест, путешествует, расплачивается банковскими картами, заимствуя имена из американских ситкомов: Арчибальд Банкер, Оскар Мэдисон, Сэм Мэлоун. Но смущают его собаки.
Одиночка зациклен на своем внутреннем монологе и контроле, как мантру повторяя заученные фразы. Но он постоянно слушает лиричные баллады The Smiths и прячется за цифрами и большими числами статистики, ища оправдания своему ремеслу. В итоге нарушает все правила, которые сам для себя выстроил, как только пострадал единственный близкий человек. Это его личная борьба за то малое, что есть у него на свете — за возможность быть собой.
Финчер держит стиль, он не позволяет герою в своей педантичности, ни одним мускулом(все же одним) опуститься до пародии, иронии. Все должно выглядеть серьезно.
Персонаж все же очень близок к своему создателю. Провал героя может быть метафорой опыта Финчера в работе над обреченным продолжением «Чужого 3» 1992 года, единственной неудачей мастера.
Финчер известен своей требовательностью, перфекционизмом, помешанным на контроле, требуя от актеров бесконечных дублей и заставляя ждать часами. Майкл Фассбендер изображает дотошного киллера, который одержим каждой до единой детали. Что это если не хитрая саморефлексия, как будто он высмеивает себя.
Говорят, дескать, есть миллион способов снять ту или иную сцену. Я так не считаю. Максимум — два. Причем один из них неправильный.
Личный опыт самого режиссера сквозит прежде всего во внутреннем монологе героя: «Не расслабляйся, не сочувствуй, я не гений. Придерживаться плана. Прогнозируйте, не импровизируйте. Не доверять никому».
Конечно, сложно индивидуализированный главный герой-киллер не имеет отношения к реальным преступникам. Это очень популярное хорошо продаваемое кинематографическое клише. В этом образе легко отразить парадоксы человеческого поведения, противостояние между аутсайдером и группой и проблемы — одиночества творца, моральные дилеммы в профессии и жизни.
В конце концов, теперь он может себе позволить реализовать все несбывшиеся мечты. Можно взять персонажа и вложить в него собственное напряжение, «отомстить» индустрии, критикам, боссом студии и зрителям.
Я не уверен в том, что кино должно развлекать. Меня всегда завораживают те фильмы, которые пугают зрителя. Я обожаю “Челюсти”, потому что после них никогда не купался в океане.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации и цитаты Дэвида Финчера: imdb.com