«Тар» Тодда Филда
Кейт Бланшетт играет роль Лидии Тар в фильме Тодда Филда
Выпускник консерватории AFI Филд начал свою карьеру как мастер на все руки, работая актером, режиссером, продюсером, сценаристом и даже композитором в различных проектах. Несмотря на довольно скудную в количественном отношении фильмографию (всего лишь два полнометражных фильма, Тар — третий) режиссер имеет шесть номинаций на премию Оскар за свои произведения. И хотя, творческий перерыв был большим, ни один замысел за 15 лет не реализовался. Но Филд вернулся с фильмом «Тар».
«Тар» — один из тех, фильмов, в которых синопсис занимает одну строчку. Его можно описать в одном предложении — известная дирижёрка подверглась культуре отмены. Кажется, тема настолько актуальной, и сквозит в любом новостном издании. Соединение творческого начала и власти — не самая частая тема, раньше она проходила под грифом «гений и злодейство». В «Тар» она рассказана простой даже холодной манере, но с очень мощной кинематографией, вовлекающей зрителя в процесс размышления о мире, образуя смыслы. Все интерпретации будут верны. Филд и сам не прочь начать горячий современный дискурс об атональной музыке и политике идентичности.
Фильм «Тар» выстроен как музыкальная форма. Темы разделяются на тропы, они следуют, затем повторяются, но уже с новым смыслом или наполнением. Неподдающаяся Лидии выбрана неслучайно пятая симфония Малера, отличающаяся широким спектром полифонии, оркестровки, темпом.
Фильм начинается с титров, звучит икаро, шаманская песня в исполнении Элизы Варгас Фернандес. Лидия дает интервью Адаму Гопнику(играет само себя), который перечисляет немыслимые регалий Лидии. И ученица Бернстайна, и лауреат ЭГОТ(Эмми, Грэмми, Оскар, Тони). Параллельно шьется безупречный костюм в мужском стиле. Такая одежда с ручной работой по индивидуальным лекалам — это вершина портновского искусства и знак признания, «униформа» в мир равных и избранных. По правила привилегированного и сурового мира, во многом мужского, добравшись до вершины в жесткой конкурентной борьбе, отказавшись от много чего в своей жизни, не раз ступив себе горло, ты имеешь могущество, власть — возможность и право манипулировать другими, близкими, коллегами. Не эти ли люди движут искусством?
Мы предпочитаем думать, что искусство поднимают человека до небес, забывая о темной стороне. За всем прекрасным скрывается тьма. Музыкальная творческая среда разнородная амбициозная, готовая втоптать в грязь конкурента, бывшего друга, или сместить неугодного музыканта на пенсию, как расходный материал, или остаться нереализованным, работая помощником у великого музыканта. Лидия Тар прекрасно ориентируется в этом жестком и тесном пространстве и прочитывает людей. Она хорошо чувствует условности отношений между даже близкими людьми. И, естественно, манипулирует.
Она живет в браке с первой скрипкой оркестра Шэрон(Нина Хосс), со скрытым грузом проблем и обид. Держит на коротком поводке Франческу(Ноэми Мерлан), талантливую помощницу, обещая повышение. Лидия жонглирует правилами собственного фонда, чтобы продвинуть новую виолончелистку Ольгу.
Но все же важным для нее является музыка «ловля» истины, состояния потока. Происходящее в «Тар» часто становится метареальностью, данной через восприятие Лидии.
Для неё существует только творчество, к нему она относится свято. Это процесс сакральный. Она уходит в старую квартиру, где возможно начинала путь. Зажигает свечи и произносит молитву-заклинание, полученную от шамана. Она хочет получить свою икаро(песнь шаманов). Но вдохновение исчезает. Она пытается идти за звуками, искать в окружающем пространстве. Они как музыкальная тема повторяются, но дверной звонок сменяется звуками скорой, порывом ветра. Возвращаются тикающим метрономом, нагнетая паранойю и предчувствия.
Лидия Тар ведет разговор с самой собой, в котором у нее ничего не получается. Она борется с иллюзиями, противостоит добрым и злым силам. Творчество не такая простая субстанция. Оно состоит из осколков, которые больно ранят душу.
Ее преследует образ Кристи, талантливого музыканта, чью карьеру сломала Тар. Самоубийство девушки становится триггером отмены и безумного падения карьеры. Мы можем только догадываться, как развивался их роман. Она ищет замену Кристи, её нужна молодая новая кровь, другой взгляд, энергия, только так она может творить, но музыка ускользает. Она стремится отделить две сферы — музыку и чувства, подчинить себя творчеству. Однако они настолько взаимосвязаны, что начинают разрушать жизнь Лидии.
Да отмена суровая реальность, но Тар ее переносит стойко. Она возвращается в дом родителей. Мелкие детали говорят о ее прошлом, которое она, может быть, хотела бы забыть, изменив имя и игнорируя звонки матери.
Еще одна важная вещь, которая говорит о Лидии Тар как человеке-творце, борющемся не то, чтобы с Богом, но со временем, превосходящим профанное над божественным. В интервью Адаму Гопнику она говорит о том, что композитор управляет временем. И опять возникает неуловимая симфония Малера, как объясняет Лидия, произведение меняется в зависимости от темпа исполнения. Однако никому не удается управлять временем в реальности. Жизнь делает цикл и возвращается в исходную точку.
Музыка — самый сильный наркотик. Это то самое сильное стремление к познанию мира и самого себя в нем. Поэтому Лидии неважно, где и с кем репетировать и играть, главное иметь такую возможность. Только творчество дает истинную силу над сердцами людей, а также мудрость, исцеление творцу. Это возможность уловить мелодию мира, вселенной, выйти в состояние трансцендентностью, за рамки своего сознания.
Так все-таки кто Лидия Тар чудовище или жертва?
Тодд создал Лидию специально для Кейт Бланшетт. Ее персонаж одновременно очарователен, ужасен и совершенно неотразим из-за игры актрисы. Она завораживает. Многие зрители приняли Лидию Тар за настоящего композитора.
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов, если вам там удобнее