Спасти единственного сына — сериал Николая Хомерики
Новый проект «Спасти единственного сына» Николая Хомерики, режиссера фильмов «977», «Сказка про темноту» и «Море волнуется раз», выходит 12 мая на КИОН.

Мое разочарования в российских сериалах заставляет относиться с предубеждением ко всем последующим произведениям. Впрочем, некоторые из них вполне смотрибельны и сносны. Поэтому отзыв на новый проект КИОН под названием «Спасти единственного сына» мой пристрастный, основанный на трех выделенных для просмотра эпизодов.
Это последний сериал российского режиссера Николая Хомерики. Он — автор независимого фильма «Море волнуется…», картина получила главный приз 32-го фестиваля «Кинотавр». Теперь режиссер переключился на сериалы для стриминга КИОН.
Отсылка к спилберовскому «Райану» видна невооруженным взглядом. Однако ничего больше не роднит эти два произведения, кроме собственно одиссеи. У меня очень большие претензии к названию. Почему нужно спасать только единственного сына, как же остальные дети? Интертекстуальность также прослеживается в актуальной ныне теме русского колониализма и в произведение Толстого «Кавказский пленник». Сценарист сериала Ариф Алиев использовал сюжет «Кавказского пленника» в одноименном фильме 1996 года, перенеся место действия во время Первой чеченской войны.

Главная героиня Буланова Лика(Анна Ардова), хирург московской больницы, одинокая, за 50 женщина. На работу заявляется сотрудник ФСБ и обвиняет сын Василия, который поехал за своей девушкой в Грецию, в экстремизме, терроризме, исламизме, впрочем, следующие …измы каждый может добавить в силу своей испорченности.
Лика начинает бить тревогу. Она решает ехать в незнакомую и далекую страну на поиски единственного отпрыска, а рядом нет сильного, надежного человека, способного в горящую избу войти… При этом заметим, она смогла одна воспитать сына, на квартиру-машину заработать.
Первой на помощь приходит любовница бывшего уролога и бойфренда Анатолия, молодая предпринимательница, Катерина(Нино Нинидзе). С ее подачи находится отец ребенка, который никоим образом не проявлял себя 25 лет и вот теперь призван отдать свой родительский долг.
У них даже фамилии разные. Щербаков Павел, герой Алексея Серебрякова, пьющий нарколог, неустроенный, без жены и детей, после потери официальной практики занимается тем, что снимает ломку различной этиологии своим главным клиентам — бандитам, то есть предпринимателям игорного бизнеса. Накануне событий ему не удается вывести очередного такого пациента из наркотической комы. Увидев, что тот из мира грез перекочевал в мир иной, Павел бежит из города. Опасаясь расправы, он хватается за предложение Лики.

Сын Василий Булатов(Валерий Степанов), по профессии айболит, зверушек разных любит и лечит. Он попадает в плен турецким командос случайно — поехал выяснять отношения с девушкой в Грецию, а тут один недоумок плохо различает лица и вместо инженера военной техники привозит ветеринара Василия. Вася — жертвенный персонаж в «белом пальто».
Образ Лики, как и образ Павла, полностью соответствует когнитивным ориентациям советского и постсоветского устоя. Это жутко положительная — самостоятельная образованная, хорошая мать и далее «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Лика. Она самоотверженная, всепрощающая, чуткая — ее материнское сердце слышит зов ребенка сквозь толстые каменные стены турецких аулов.
И неотесанного пьющего хулигана-донжуана, как что он сразу в драку, но где-то там глубоко внутри все же доброго парня Павла, который рубашку последнюю отдаст чужому парню, это ведь не то, что алименты 25 лет платить собственному сыну. Никаких мук совести или признаков экзистенциального кризиса Павел не обнаруживает, скорей всего великий сдвиг в сознание и катарсис произойдет чуть дальше, и мы увидим(если досмотрим) горькую слезу о бесцельно прожитой жизнь.
Но пока между парой нет никаких чувств, даже ненависти, никаких воспоминаний о бурных страстях. никаких выяснений типа «где ты был … лет». Они больше похожи на старую давно разведенную пару, медленно бредущие по пыльным каменистым дорогам жизни. Их роман длился 2 месяца и 20 дней и закончился, когда возникли необратимые последствия. Очень и очень тривиально, штамп взят прям из нашей многострадальной жизни. По моему предвзятому мнению, прошлая сильная любовь добавила бы хоть какое-то напряжение между главными героями и помогла бы раскрыть их характеры и мотивацию.

В свете социально-политических событий геолокация предусмотрительно перенесена на территорию Турции. И хотя вряд ли российскому зрителю известна бурная история военных переворотов этой страны, но все равно контекст, легко считываемый для зрителя, выросшего при СССР и прожившего весь путь до современной полумонархии. Каменистый рельеф, горные деревеньки, традиционно-средневековый уклад — насилие, возведенное до нормы, страшные бородатые дядьки, и мать едет вызволять сына из рук командос. Выбор режиссёра — вывести своих героев за пределы России, понятен, шаг влево, шаг вправо — и вот тебе дискредитация или статус иноагента.
Остроты добавляет незащищённость российского гражданина как в своей стране, так и за границей. Все те службы, призванные обеспечивать безопасность и кормящиеся с налогов граждан, отказывают Лике, это вы граждане как-нибудь сами разберитесь, а мы в финале на белом коне, может быть, появимся. Эта заученная аксиома — не надейся ни на кого, только ближний круг, твоим союзником станет самый маловероятно человек, цепляет тему обретения семьи как последнего прибежища в этой жизни, которая становится краеугольной в сериале.
Имена Николая Хомерики и Алексея Серебрякова вызывают интерес к сериалу. Но избегание актуальности, множественности смыслов, использование давно изъезженных сюжетных ходов и персонажных арок и упрощение до мелодрамы — все эти болезни российских сериалов есть и в «Спасти единственного сына», подходящим для аудитории первого канала, но не стриминга.
Казалось бы, российские стриминги, живущие с подписки, могли бы порвать порочный круг — выйти за рамки и совместить зрительское и авторское в сериалах, создавать сложных ярких персонажей, давать неоднозначные оценки, побуждать зрителя дискурсу, как это делают в дебрях Нетфликс, НВО. Но нет КИОН снимает очередную мелодраму, полностью укладывающуюся в политику партии. И хотя я посмотрела только три серии, но почему-то я знаю, чем все закончится.