«Шпион среди друзей» — умный шпионский триллер времен Холодной войны
«Шпион среди друзей» рассматривает бегство офицера британской разведки и двойного агента КГБ Кима Филби через призму его сложных отношений с коллегой и близким другом МИ-6 Николасом Эллиоттом
Существует мнение, что всплеск шпионских фильмов и сериалов происходит во времена политических кризисов. Кажется, сейчас такой период. Образ шпиона представлялся спасителем человечества и борцом со всемирным злом. Но впоследствии в нем завелись червоточины. Ведь шпион — самый противоречивый герой. С одной стороны, от него требуется абсолютная преданность к делу и государству, а с другой — вся его жизнь — это бессовестная ложь. Он обманывает и использует самых близких ему людей. Как понять такого человека, живущего в состоянии постоянного напряжения, недоверия с чувством невидимой власти и паранойи. Британский сериал «Шпион среди друзей» пытается разобраться во внутренней среде разведки.
«Шпион среди друзей» основан на реальном факте — побеге Кима Филби, известного агента Кэмбриджской пятерки. Это сеть британских шпионов из высших кругов, завербованных в 30-е годы СССР. История открыла ящик Пандоры и породила сотни шпионских фильмов на долгие годы.
Сценарист Алекс Кэри и режиссер Ник Мерфи взяли нон-фикшн Бена Макинтайра «Шпион среди друзей: Ким Филби и великое предательство» и изложили драматизированную версию событий.
На дворе 1963 год, Ким Филби раскрыт как двойной агент Советского Союза. Его лучший друг, офицер разведки МИ-6 Николас Эллиот едет в Бейрут, чтобы убедить своего друга написать признание и заключить сделку, которая позволила ему изящно удалиться в деревню и спасти всеобщее лицо. Естественно, Эллиот сам попадает под подозрение, когда Филби успешно сбегает на грузовом судне в Москву. Допрашивать Эллиота будет следователь из МИ5 Лили Томас, невзрачная умная женщина, она замужем за чернокожим доктором. Томас — вымышленный персонаж создателя сериала Александра Кэри.
Лили позиционируется как антагонист(по крайней мере вначале) женоненавистническому пространству разведки, в котором доминируют мужчины, и не просто мужчины, а британские интеллектуалы из высшего класса. Она также представляет силы перемен, которые должны были бы смести старый порядок, но вряд ли это возможно, но так сказать, живая кровь. Мисс Томас разрушает одним своим присутствием защиту и уловки Эллиота, происходит настоящий взлом кода, заставляя его изменить угол зрения и переосмыслить дружбу с Филби.
А теперь вернемся к нашим баранам, то есть клубу истинных джентльменов. Образ британского джентльмена и интеллектуала, утонченного и обеспокоенного строгим моральным кодексом очень обаятелен. Один из любимых моих мифов, с которым трудно расстаться. Образ мистера Дарси навсегда запечатлен в мое сердце. К слову сказать, Колин Ферт сыграл Билла Хейдона, тоже основанного на Филби персонажа в фильме «Шпион, выйди вон!».
Эллиот и Ким и & Co, старые друзья, выпускники Кембридж, обремененные богатством и родством, любители крикета, литературы и хорошего алкоголя. Когда крикет и вечеринки прискучили, они решают, что знают, как должен быть устроен мир и начинают играть в серьезные игры. Одним мановением руки они превращались в сотрудников разведки, где их навыки умных разговоров, умение очаровывать дам, пить и сохранять рассудок — приходятся как нельзя кстати.
Сериал в большей степени сосредоточен на разочаровании Эллиота, который буквально растоптан предательством Филби, но тщательно прячущий его за любезностью. Личная драма Эллиота символизирует весь истеблишмент старой Британии, который терпит поражение в войне со временем. Джентльмены столетиями создавали уютное замкнутое пространство, где каждый является своим до мозга костей. Здесь можно предать родину, но нельзя изменить своим и негласному кодексу чести. Это почти сбывшаяся мечта, тайное элитное сообщество, практически конспирологическое, вершащее судьбы мира. Они настолько научаются защищать себя от уязвимости, маскируя свои чувства друг к другу шутками, литературными аллюзиями и выпивкой, что перестают отличать настоящее от вымысла.
Сериал опирается на визуальные и стилистические приемы и темп, заложенные в фильм «Шпион, выйди вон». Однообразность цветовой палитры объясняется тем, что при съемках Будапешт заменял Бейрут, Москву, Вену и Берлин(шутка). Винтажная тусклая сепия символизирует уходящий в прошлое старый порядок.
Зеркальность, туманность часто используются авторами сериала, как способы показать внутренний мир разведки, основанный на тайне и лжи. Действие происходит в задымленных интерьерах вне зависимости от локации Лондон ли это, Москва или Бейрут. Повествование запутанное, скачущее во времени и между городами, странами, персонажами.
Эллиот и Ким хотя и оказываются на противоположных сторонах, но являются отображением друг друга. Многие эпизоды запараллелены — в сценах допроса в Москве и Лондоне задаются одни и те же вопросы, открываются двери, чемоданы.
Сериал недостаточно разбирается в мотивах Филби и мало объясняет, почему он продолжал работать на Советский Союз после войны, представляя довольно вялую романтику на снежном поле. Его личность требует отдельного сериала. Остался ли он тем идеалистом, которого породило время модерна. Или, как объясняет автор книги Бен Макинтайр, в нем преобладало желание тайной власти: «человек, обладающий секретом, — это человек, обладающий властью». А может быть, следуя цитате другой противоречивой фигуре американской разведки и ученика Кима Филби Джима Энглтона(в сериале он показан довольно упрощенно) «Когда дело доходит до шпионажа, мы находимся в зеркальном зале, в котором все отражается двояко, трояко, бесконечно… » и чревато общей потери личности.
Но Филби также преследует разочарования. Утопия оказывается не такой, какой выглядела из туманной Англии. Взгляд британского джентльмена Кима Филби на советская реальность показан реалистично, в нем практически нет развесистой клюквы. И соответствует личным воспоминаниям детства. Может быть, снежная Москва 60-х, 70-х выглядела более нарядно, но провинция была серой и убогой, города, накрытые промышленным смогом, угрюмые люди, грязные плацкартные вагоны с сонными ватными матрасами.
Шпионская игра — это всегда игра разума, внутреннего противостояния. И чтобы показать эту игру нужна еще одна игра — актерская. Сложные персонажи получились благодаря Дэмиэну Льюису, Гаю Пирсу и Анне Максвелл Мартин. В таком повествовании, основанном на разговорах, взглядах, недомолвках, паузах, психологическое напряжение создаётся талантливой актерской игрой, который окупает некоторые несовершенства сериала.
Как-то Ле Карре, известный шпионский писатель и сотрудник разведки в прошлом, разговаривая с Николасом Эллиотом, спросил его: «Могли бы вы его(Кима Филби) убить?» На что Эллиот дал неодобрительный ответ: «Мой дорогой друг, он — один из нас».
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com, kinorium.com