Сёгун — лучший сериал 2024 года
Эпический сериал «Сёгун» является новой телевизионной адаптацией романа Джеймса Клавелла
«Сёгун» претендует на звание лучшего сериала 2024 года. Его некорректно сравнивают по изображению жестоких сцен с «Игрой престолов». В 1600 годы в эпоху, когда происходит действие сериала, времена были суровые, в Европе происходили не менее кровавые события и жестокие казни. Может быть, более примитивные в сравнении с японскими экзотическими ритуалами(сэппуку).
Сериал является новой экранной версией одноимённого романа Джеймса Клавелла, но вдохновлён реальными событиями, происходившими в Японии. Главные персонажи имеют прототипы. Роман был написан в 1975 году. Книга стала бестселлером и разошлась тиражом 15 миллионов экземпляров к 1990 году.
Джеймс Клавелл, прежде чем стать известным сценаристом и писателем в Америке, воевал в годы Второй мировой, попал в плен к японцам, где пробыл до окончания войны. Но кроме нужды, голода, унижения, в заключении у него развился «стокгольмский синдром», и автор влюбился в культуру Японии. Лучшие романы посвящены Японии и Юго-Восточной Азии.
В 1980 году по мотивам романа «Сёгун» был создан мини-сериал, который был успешен — три премии «Эмми» и три «Золотых глобуса». Роман, а затем и сериал 80-года сосредоточены на истории любви английского моряка и переводчицы Марико(прототип Хосокава Грациа). Политические интриги между морскими державами за сферы влияния представляются со стороны Британской империи.
Новый «Сёгун» — это взгляд современного человека в глобальном мире. В этой адаптации японцы и их культура больше не являются просто реквизитом и фоном.
Шоураннер Джастин Маркс, соавтор сериала Рэйчел Кондо, а также продюсер и звезда Хироюки Санада, исполнитель одной из главных ролей, следуя тексту и исторической достоверности, предлагают деколониальный подход с некоторой национальной экзотикой.
Торонага становится главным героем. Теперь это не любовная история, а полномасштабная сага о том, как Японии удалось избежать участи многих других стран, подвергшихся экспансии. Это драматизированная версия событий, часть исторических деталей здесь упущено. Действие происходит в эпоху, известную как Сэнгоку Дзидай или «период Воюющих царств» с постоянными гражданскими войнами. Умирает кампаку Тайко, оставляя после себя малолетнего наследника и совет из пятерых регентов. Но основная борьба идёт между Торанага (Хироюки Санада) и Исидо Казунари (Такэхиро Хира).
На берег японской деревни выброшен первый английский корабль. Выжившие моряки попадают в плен. Главный среди них лоцман Джон Блэкторн (Космо Джарвис), (основан на Уильяме Адамсе).
Корабль послан подорвать интересы Португалии и Испании в Японии и открыть страну для британского влияния. Этот случай выгоден Торанаге, и он использует Джона Блэкторна, как пешку в большой шахматной партии. Моряк поступает на службу к будущему сегуну, где встречает леди Марико Тода (Анна Савай), переводчицу и христианку. Линии трех персонажей тесно сплетаются.
Образ Джона Блэкторна — это метафорическая эволюция европейской цивилизации от героя и «белого спасителя» до человека мира. Приключение моряка, добравшегося до земли обетованной, превращается в его духовное путешествие, перерождение в человека мира. Считая себя выше аборигенов, он охвачен культурным шоком, так как попадает в высокоразвитую среду, где его теперь называют дикарем. Англичанин изо всех сил пытается выжить и приспособиться к своему новому миру. Джон начинает учить язык и постигает премудрости японского уклада и знакомится с философией дзен-буддизма. Он открывает мир заново и проходит путь от личных, материальных интересов до принятия чужой культуры. Блэкторн является проводником зрителя в мир Японии.
Торанага — самый загадочный персонаж. Его мотивы и истинные чувства так и остаются за пределами шоу. Жаждал ли он власти как таковой, как умный и амбициозный человек, прикрываясь радением за страну и всеобщее благо, или он знал своё предназначение, или дзен-буддистские практики, как он говорит в финале «я умею слушать ветер», помогли достичь цели и спасти тысячи жизней. Реальная история не открывает этого секрета. Но Торанага стал сёгуном, и правление потомков продолжалось более 200 лет.
Сериал делает одну важную вещь — оживляет историю. Ничего не значащие слова «установил», «выиграл», «завоевал», написанные в энциклопедии, вдруг приобретают силу и глубину. И появляется человек, сложный, умный, харизматичный.
Но Марико — самый выдающийся и самый неистовый персонаж. Она совершает невозможное.
Марико является мостиком между религиями, культурами и людьми. Она властительница «Слова», выразительной и знаковой части любого общения и бытия. Сериал не раз демонстрирует ее бережное отношение к языку, как она переводит с английского на японский, как смягчает интонации, оставляя смысл. Этим инструментом она умело действует и достигает цели.
Марико связывает всех главных персонажей Торанагу, Блэкторна, португальского пастора Мартин, леди Отибу. Роль женщины сводилась к прислуге и усладе прихотей мужчин. Она жила, неся груз позора своего отца, подвергаясь манипуляциям, и в этой полной запретов, ритуалов атмосфере Марико сохранила внутреннюю силу и свободу и смогла следовать собственному пути. Такое полное раскрытие персонажа принадлежит актрисе Анне Савай.
«Сёгун» может стать новым трендом, так как создатели Джастин Маркс и Рэйчел Кондо переключают внимание на то, что нас объединяет, а не то, что разделяет. И какие уроки мы можем извлечь из истории. Несмотря на то, что культурный антагонизм, жестокость и беспощадность людских обычаев процветают, но персонажи предстают как просто люди в гуще событий. Важно то, что «Сёгун» избегает изображения полномасштабных военных битв, боевой хореографии достаточно, но сохраняется невидимая часть действия в виде мотивов, чувств, происходящих внутри каждого персонажа. Благодаря тонкой игре актеров, они смогли это передать.
Действие идёт почти исключительно на японском языке. Забавно, но несмотря на всю аутентичность и высокобюджетность производства, сериал был снят в Ванкувере, но по своей сути это японский сериал. Японская цивилизация представлена как сложная самобытная система с некоторым фатализмом, любовью к созерцанию и деталям, но невероятно жизнестойкая и жизнелюбивая. Тонко объяснено, как ландшафт, островное положение и землетрясения оказали влияние на мировосприятие японцев. В глазах Блэкторна, думающего, как всякий европеец того времени, что все остальные люди — дикари, она показана высокоорганизованной культурой.
Сериал ведет неспешное повествование, он мало объясняет. Неподготовленный зритель оказывается в незнакомой среде, как и Джон Блэкрон. «Сёгун» побуждает узнать больше о Японии, о том периоде и тех людях, которые участвуют в событиях, почитать японскую поэзию, понять символику и образы.
Иногда, кажется, что головы летят слишком часто, и к финалу каждый персонаж совершит сэппуку, но это соответствует исторической достоверности. Ритуал был обязателен для высшей знати, кем и являются персонажи.
Сёгун не перестаёт быть захватывающим эпическим произведением с богатым повествованием и тонкой игрой. Сериал продлили на второй сезон, и возникает интрига, как он продолжится, будет ли это новое произведение создателей сериала, или экранизация романа Джеймса Клавелла «Гайдзин», который рассказывает о конце эпохи Эдо и упразднение сёгуната Токугава.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com