Сериал «Сочувствующий» — сатира Запада и трагедия Востока
Премьера сериала «Сочувствующий» состоялась на HBO в апреле 2024 года. Это совместный проект стриминга со студией А24

Сериал возник благодаря сотрудничеству HBO со студией А24, партнеров отличает вкус к новым и оригинальным проектам.
Сериал снят по одноименному роману Вьет Тхань Нгуена, американского писателя вьетнамского происхождения, удостоенного Пулитцеровской премии. «Сочувствующий» почти идеальная экранизация, которая следует не букве, но духу книги, сохраняя несколько злой, саркастический поток сознания главного безымянного героя.
«Сочувствующий» из плеяды произведений, которые ломают шаблон — привычный западно-центричный взгляд на мир и представляют точку зрения аутсайдеров — вьетнамцев на войну и мигрантский опыт. Она оказывается на поверку более тонкая и сложная.
В «Сочувствующем» смешана шпионский триллер, плутовская сатира и политическая драма с великолепной атмосферой 70-х и грандиозным тематическим размахом от эмиграции и расовых стереотипах до чувства вины и лжи поп-культуры.
В кресле шоураннера — автор «Олдбоя» и «Решения уйти» Пак Чхан-ук. Он режиссировал первый три эпизода сериала. Пак Чхан-ук, оставаясь беспощадным гуманистом, известен своими провокационными историями со сложной моральной дилеммой, богатым визуальным настроением, детализацией и абсурдным юмором. Мастер не в первый раз снимает для маленького экрана. В 2018 году это был недооцененный мини-сериал BBC по роману Джона ле Карре «Маленькая барабанщица».
Но роман «Сочувствующий» привлёк Пак Чхан-ука не только сложным героем, есть капля личного опыта — судьба вьетнамского народа, разделенного на две противоборствующие стороны, близка с судьбой родиной режиссера, также разделенной на две страны. Личный фактор значим и для актёрского состава вьетнамского происхождения. Так или иначе с событиями в романе и сериале они связаны через детские воспоминания или опыт родителей, друзей, родственников.

Главный герой безымянный Капитан (Хоа Сюаньдэ) является двойным агентом или даже тройным. Он адъютант генерала разведки Южной армии Вьетнама, но по убеждениям коммунист, который на полставки завербован ЦРУ.
Мы встречаем героя, когда он попадает в плен и отправлен в лагерь перевоспитания в коммунистическом Вьетнаме. Взаперти он пишет свое признание, где называет себя человеком с двумя лицами. Он является ненадежным рассказчиком, все события даны через его воспоминания и воспалённое восприятие и фантазии-видения. Он прыгает вперед и назад во времени, показывая себя как человека, застрявшего как между мирами, так и между идентичностями.
Двойное состояние героя подчеркивается во всех его ипостасях. Он — полукровка, мать вьетнамка, отец — французский католический священник. Он чужой среди своих, будучи бастардом, незаконнорожденным, от соплеменников получал оскорбления и тычки. Однако Капитан учился в Америке и знает и любит ее культуру, музыку, кино. Внутренняя сущность Капитана представляет собой сосуществование и противоборство Востока и Запада.
Но и Восток разделен на два враждующих лагеря. В предыстории у него есть два друга детства, мушкетеры, «братья по крови» Ман и Бон. Ман становится коммунистом и высокопоставленным лицом в руководстве Северного Вьетнама, второй — Бон поддерживает генерала, он был южновьетнамским десантником и убийцей, прошедшим спецподготовку. А наш герой — сочувствующий, который на самом деле не примкнул ни к одной из сторон. Как он говорит: «Я был проклят видеть каждую проблему с обеих сторон».
Расщепление идентичностей становится источником боли Капитана. Эта боль перерастает в ненависть к самому себе и сарказм. Постоянный экзистенциальный кризис действует разрушающе. Он не уверен, как кот Шредингера постоянно пытается быть в двух местах одновременно — во Вьетнаме и в Америке, в революции и против нее. И как призрак размывается под гнетом идентичностей, постоянным чувством вины и предательством.
Он погружён во все эти пересекающиеся события и одновременно стоит вне них, сохраняя взгляд постороннего. Во многом он стоит на позиции интеллектуала и гуманиста, понимающего весь ужас происходящего, но выключенного из него и лишенного возможности влиять на события.

Роберт Дауни-младший играет четырех разных персонажей: агента ЦРУ Клода, конгрессмена Неда Годвина, профессора востоковедения Хаммера и режиссера Нико Дамианоса. Это явная отсылка на «Доктора Стрейнджлава», политическую черную комедию Стенли Кубрика, где Питер Селлерс сыграл трех персонажей. Пак Чхан-ук следует этому приему в «Сочувствующем», безликие типажи звезды Марвел, по иронии, олицетворяют собой Америку и вообще колониальный западный белый мир.
Они всегда пытаются использовать Капитана в собственных целях, имеют метафорическое изображение лицемерного и манипулятивного, высокомерного отношения Запада. Персонажи отчужденные, но они также являются отцовской фигурой для героя.
В третьем эпизоде есть сцена, где его персонажи сидят за одним столом в ресторане стейк-хауз. Роберт Дауни младший, изображая всех и сразу, представляет собой оркестр карикатур, упиваясь возможностью продемонстрировать диапазон своего таланта. В этом есть доля тщеславия, но сцена шикарная.
В четвертом эпизоде начинаются съемки очень известного фильма очень известного режиссера — это пародия на Фрэнсиса Форда Копполу и его фильм «Апокалипсис сегодня». Рассказчика приглашают стать консультантом фильма, на толстой рукописи сценария надпись «Гамлет». Капитан испытывает странные противоречивые чувства. Его задевает наплевательское, высокомерное отношение режиссера — использование травмы вьетнамцев для искупления собственной вины. Вновь они представлены как безмолвные азиаты, которые все на одно лицо. Для фильма были набраны статисты, незнающие вьетнамского языка. Герой берется помочь и вызывает всю диаспору участвовать в съемках. Его раздражает весь хаос, и в то же время магия кино его завораживает. Но творческая команда в противовес герою принимает правила игры и наслаждается безобразием.
Настоящий актерский состав также фонтанирует иронией и желанием поерничать над киноиндустрией и типажами великого режиссера и звезд. Здесь есть прекрасные камео. Дэвид Духовны в роли актера Райнна Гленна, который играет Командира в снимаемом фильме, упрямого, фанатичного, жесткого человека. Но его актерским метод — полное погружение в образ, поэтому вне съемок он ведет себя как тупоголовый болван, пугая народ и выходя за рамки правил. Джон Чо как Джеймс Юн, актер азиатского происхождения, которого всегда убивают белые герои в американских фильмах.

Да и весь актерский ансамбль сериала восхитителен. Игра Тоана Ле делает Генерала, инфантильного, задиристого параноика, странным образом симпатичным. Великолепная Сандра О в роли романтической и проницательной Софии. Фред Нгуен Кхан в роли друга детства Капитана, Бона.
Несмотря на плеяду звезд и мастеров, сериал бы не вышел без харизматичного молодого актера Хоа Сюаньдэ, исполнителя роли Капитана. Он играет с тонкой иронией и да, сочувствием. Его персонаж испытывает искренние метания между полюсов, проходя и неизбежное падение, разочарование, в результате даря надежду зрителям.
Роман был написан 9 лет назад, но события последних двух лет актуализировали темы. Если отбросить первый слой — политическую повестку, связанную с миграцией, расизмом и ориентализмом, и далее второй — подразумевающий множественность идентичностей, то можно добраться до тотального разочарования мира великими идеям, решающие все проблемы разом, как мифом о коммунистическом социальном равенстве, так и великой американской мечтой. А мы, как капитан, продолжаем оправдывать свою беспомощность, смиряясь с ужасом событий, теряя моральные позиции — оставаться посторонним, наблюдателем, наверное, точно не получится. Ведь в нашем мире «НИЧЕГО» остается только сочувствие к ДРУГОМУ.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com