Шервуд. История никогда не умирает
Британский сценарист Джеймс Грэхэм вплетает в криминальную детектив «Шервуд» из шести частей политическое послание, основанное на забастовке шахтеров 1980-х годов

«Шервуд» — один из редких сериалов, который наравне с развлекательностью имеет серьезное политическое и гуманистическое послание. Сериал основан на реальных событиях, на двух несвязанных между собой убийствах, произошедших в маленьком шахтерском городке. Но отправной точкой событий является забастовка британских шахтеров 1984 года. Она была жестоким противостоянием между британским правительством во главе с Маргарет Тэтчер и шахтерскими профсоюзами. Угольная промышленность по разным причинам стала проблемной отраслью, правительство подойти к решению радикально и просто закрыть шахты.
Шахтеры вышли на пикеты и начали протестовать против закрытия своих рабочих мест и сокращения заработной платы. Маргарет Тэтчер отправила на борьбу с шахтерами деспотичных полицейских со всей страны. Забастовка продолжалась почти год. Она сопровождалась множеством конфликтов и насилием с обеих сторон. Одним из важных факторов, который в итоге помог выиграть власти — это раздор среди шахтеров. Правительство смогло разделить шахтеров на штрейкбрехеров и тех, кто продолжал сопротивление.
Эта граница прошла через семьи и маленькие деревенские сообщества, где все друг друга знают и были друг другу почти родственниками. Прошло с тех пор 38 лет, а раны кровоточат. Именно это становится сквозной темой сериала «Шервуд».
Автор сериала Джеймс Грэхэм уже драматизировал одно вызывающее разногласия национальное событие, сняв драму 2019 года «Брексит: негражданская война». «Шервуд» кажется более личным, поскольку Грэхэм вырос в разделенной шахтерской деревне Ноттингемшира, подобной той, о которой идет речь в сериале. Джеймс Грэхэм слишком хорошо знаком с этими людьми, чтобы превращать их в персонажи и бередить старые раны. Это драматизированная версия событий. В основе сюжета лежат два несвязанных между собой убийства. Грэхэм соединяет факты и использует детективное клише, чтобы рассказать о внутреннем пласте проблем.
Даже сквозь время люди не согласны смириться, простить противоположную сторону. Это своеобразная гражданская война, продолжающаяся в виртуальном пространстве мыслей и чувств людей. История никогда не умирает. «Шервуд» — также современный диагноз общества в целом, которое поляризовано и не намеренно забывать обиды и противоречия.
Спокойная и вроде бы гармоничная деревенская жизнь в Ноттингемшир скрывает ненависть и нерешенные конфликты. Убийство из арбалета местного шахтера на пенсии, вымышленного Гэри Джексон (реальный прототип Кит «Фрогги» Фрогсон). Оно становится триггером, когда старые события оживают, и люди погружаются вновь пережитые чувства и воспоминания. Здесь несколько линий и довольно много персонажей, судьба которых прослеживается сквозь весь сериал.
Расследованием занимается полицейский детектив Ян Сент-Клер (Дэвид Моррисси). Его тоже преследует призраки, как и любого местного жителя. Ян был молодым полицейским во время забастовки. Он всегда неоднозначно относился к этому вопросу и старался держаться нейтральной позиции как с лоялистами, так и с пикетчиками. Но выдержать такое нелегко. В период забастовки он находился в состоянии серьезного конфликта между профессиональным долгом, семьей и собственными моральными принципами.
Расследуя, полиция выстраивает красивую конспирологическую версию, связывая с прошлым, забастовкой, старой местью, и пытается найти ей подтверждения. Сериал разрушает миф о Робин Гуде, о всем известном благородном разбойнике, который грабил богатых, защищал бедных и прятался в зеленых чащах Шервуда. Таинственный подозреваемый тоже прячется в шервудском лесу с луком за спиной. Он оставляет стрелы с записками, запугивая местных. Изобразить праведного бандита из Шервудского леса не получается. Все оказывается проще, примитивнее. В реальности убийцей оказался психически нездоровым человеком.

Детектив начинает копать, бередить старые раны — опрашивать, поднимать документы. Все в этом городе так или иначе были вовлечены в события. Они по-настоящему измучены долгой историей, но не могут это прекратить. Прошли десятилетия, а метафорические границы, выстроенные в сознание, оказываются более живуче и сильнее, границ физических. Персонаж Лесли Мэнвилл — Джули Джексон, вдова убитого, живёт по соседству с сестрой, которую любить, но не может общаться, потому что их мужья были по разные стороны в забастовке. Спустя десятилетия клеймо штрейкбрехера переходит от отца к сыну, люди не находят в себе силы простить и забыть.
Интрига «Шервуда» раскрывает роль так называемых «полицейских-шпионов». Это одна из самых безобразных страниц, когда государство следило за своими законопослушными гражданами, не активистами или какими-либо профсоюзными деятелями, а обывателями. Шпионы имели правдоподобную легенду и проникали в сообщество как обычные люди. Они устраивались на работу, устанавливали близкие и доверительные отношения с местными людьми — приходили на детские дни рождения, семейные ужины, вступали в брак и заводили детей. Агенты подслушивали разговоры, передавали информацию, используя людей и скрывая, кто они на самом деле. Хотя это достоверно неизвестно, участвовали ли эти люди именно в этом событии. Но в реальной жизни Специальная демонстрационная группа (СДС) была создана в 1968 году и предназначалась для проникновения в британские протестные группы и действия в качестве информаторов.
«Шервуд», как и многие британские драмы, серьезная кропотливая работа во многих аспектах, от характеров персонажей до актерского мастерства, от аутентичного исторического фона до настоящего. Превосходный актерский состав придает живой, эмоциональный вес сериалу.
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов, если вам там удобнее
Иллюстрации:IMDb.com