Сериал «Пациент» — кошмар для психотерапевта
Сценаристы Джоэл Филдс и Джо Вайсберг исследуют психотерапевта в сериале о серийном убийце «Пациент»

Телевидение увлечено серийными убийцами. Каждый сезон приносит новое шоу на эту тему. Когда-то зрители и творцы попали под обаяние великого Энтони Хопкинса и его Ганнибала Лектера из «Молчания ягнят», затем блеснула тень социопата Мориарти из «Шерлока», которые создавали мистический и харизматичный образ непонятого. На экране родились антигерои-убийцы Декстер и Ганнибал Мадса Миккельсена. Но «Охотник за разумом» приблизив объектив почти вплотную, обнаружил в них весьма посредственных людей, жестоких и монструозных.
Кино и телевидение, копаясь и исследуя человеческую тьму, теперь все больше узнает себя в этих людях. Эти попытки пока продолжаются — проникнуть в разум — в черный ящик под названием человеческая голова и понять, что же отделяет нас от них и что делает людьми. Но сериал «Пациент» выбивается из общего ряда и развивает еще один тренд — рассказать истории со стороны жертвы, а здесь несчастный персонаж ещё и психотерапевт, который как будто должен знать как лечить-исправлять таких людей.
Создавали сериал два продюсера сериала «Американцы» сценаристы Джоэла Филдса и Джо Вайсберга.
Сериал сосредоточен на Алане Штраусе, вдовце и успешном психологе. Однажды самый обычный пациент Сэм, его играет Донал Глисон, похищает доктора. Он садит несчастного на цепь, приковывает к кровати, признается в неистребимом желании убивать и требует излечить от пагубных наклонностей. Интригующая завязка начиналась как криминальный триллер, но постепенно превращается в психологическую драму.
Одиночество и экстремальная ситуация пробуждают собственные проблемы доктора Штрауса. А их немало. Недавняя смерть горячо любимой жены от рака и вконец испорченные отношения с сыном, который обратился в ортодоксальный иудаизм. Оказавшись взаперти, психолог оказывается в положении сапожник без сапог, имея многолетнюю практику, благодарных клиентов и опубликованные книги «как стать лучшей версией себя», он попадает в состояние, когда не в силах справиться с собственными чувствами.
Алан чувствует себя недостаточно хорошим отцом и евреем. Часть конфликта с сыном состоит в том, что он не приемлет его религиозную и национальную идентичность. Для современного образованного человека как доктора Штрауса вера — это дань уважения к предкам и определяется семейными ужинами по праздникам, а гармония отношений между близкими людьми ценится намного выше.
Большая часть внутреннего путешествия Алана разыгрывается через флешбэки и воображаемый разговор с Чарли (Дэвид Алан Гриер), который был учителем, другом и психотерапевтом Алана.

Образ Сэма, серийного убийцы наименее интересен. Авторы намеренно отказываются романтизировать или мифологизировать образ серийного убийцы, делать его крутым, сексуальным или таинственным. Они добавляют ему качеств обычного человека, он исполнительный работник и любитель вкусной еды и музыки. Но Сэм не вызывает симпатии и сочувствия, несмотря на жестокое обращение в детстве. Возможно, по задумке авторов, он должен быть таким механистическим, неуклюжим почти подростком, постепенно превращаясь, в фон, хоть и ужасный трагический, переживаний доктора Штрауса. Донал Глисон, исполнитель роли Сэма, справляется с этой задачей.
Постепенно игра между серийным убийцей и психотерапевтом заходит в тупик.
Штраус начинает понимать тщетность профессии и своих попыток удержать Сэма от убийства, есть то, что нельзя вылечить, исправить, только принять — другого человека и его выбор, свою темную сторону и тяжелое детство. В кино зло обладает таинственным флёром, в жизни оно уродливо, банально, примитивно. Сериал переходит в рамки сложного, по сути, безысходного выбора(memento mori) человека Алана Штрауса, в такой честный разговор с собственным эго, желающим спастись любой ценой и оправдаться. Но он все же побеждает свои чувства, впоследствии его опыт и внутренняя работа оказывают воздействие на другого, на его пациента и мучителя.
«Пациент» убеждает, что перевод человека в формулу невозможен, несмотря на явные достижения современных наук: нейробиологии, психоанализа, когнитивных наук, терапий. Стоит лишь обратиться к черному ящику Шрёдингера конкретного человека, чтобы сломались очередные истины. Постоянное переосмысление или даже пересобирание себя заново после серьезных травм и жизненных обстоятельств, и как следствие отказ от насилия физического или психологического давления на другого, это тяжелая внутренняя работа человека, и может быть тогда достигается духовная, моральная победа.

Идеальны два главных актера Стив Карелл и Домнал Глисон. Первенство принадлежит Стиву Карнеллу, который давно показал себя очень разносторонним актером, одинаково хорош как в комедии, так и в драме. Персонаж актера в ограниченном пространстве лишен эмоционального и физического выражения, Стив Карелл, что называется, играет глазами и излучает теплоту, доброту и доверие.
Вот ложка дегтя. В «Пациенте» есть недостаток, который мешал просмотру. Он состоит из коротких эпизодов по 30 минут, которые выходили раз в неделю. Редко бывает, чтобы короткие эпизоды вредили произведению. Но в течение недели теряется тот эффект вовлеченности в атмосферу триллера и драмы. Действие сосредоточено на двух актерах в постоянных декорациях подвала, но даже клиффхэнгер в конце каждой серии, драматические диалоги не спасают, повествование часто воспринимается монотонным и затянутым. В конце у сериала есть мощный, разрушающий ожидания финал, который оправдывает и объясняет историю и такое развитие сюжета. Но все же редкий зритель досидит до середины…
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов