Олененок — самоуничижительная черная комедия Ричарда Гэдда
«Олененок» незаметно вышел на Netflix 11 апреля 2024 года, но быстро стал одним из самых обсуждаемых телешоу 2024 года

Вдруг неизвестный сериал «Олененок» стал мировым хитом, собрав 2,6 миллиона зрителей, заняв верхние строчки рейтингов на агрегаторах «Гнилые помидоры» и «Метакритик». Сериал основан на реальной личной истории автора сериала Ричарда Гэдда, шотландского комика и писателя. На создание телевизионного проекта ушло около пяти лет.
Ричард Гэдд соединил для сценария два своих шоу. Первое — это стендап-шоу «Monkey See Monkey Do/Обезьяны видят, обезьяны делают»(английская идиома по смыслу обезьянничать, все побежали — я побежал), посвященное ужасному опыту сексуального насилия, где герой шоу бежит на беговой дорожке от большой обезьяны. Шоу получило Эдинбургскую комедийную премию за лучшее комедийное шоу. Вторым стала пьеса-монолог «Олененок»(премия Оливье), где Гэдд рассказал о женщине-сталкере, которая за четыре с половиной года отправила ему 41 071 электронное письмо, 350 часов голосовых сообщений, 744 твита, 46 сообщений в Facebook, 106 писем и множество странных подарков, в том числе игрушку-оленя, снотворное, боксеры.
Гэдд играет вымышленную версию самого себя. Персонажа зовут Донни, он мечтает стать комиком, поэтому из Эдинбурга переезжает в Лондон. Он живет в доме матери своей бывшей девушки, чтобы экономить на аренде, работает в баре, чтобы свести концы с концами. Однажды в бар приходит женщина по имени Марта, ее вид кажется Донни несчастными, он угощает ее чаем. Женщина представляется успешным странным адвокатом, которому не хватает на выпивку. Случайная встреча, пустой разговор должны были закончится ничем. Но Марта начинает его преследовать, посылая сотни сообщений, электронных писем, срывая выступления, донимая бывшую девушку, родителей. Донни обнаруживает, что она заядлая лгунья, отсидевшая четыре года в тюрьме за преследование и прочие правонарушения.
Ситуация выходит из-под контроля и начинает раскручиваться по нисходящей спирали. Обращение в полицию не помогает. Сначала они не воспринимают Донни всерьез, и далее, обнаружив ее прошлые грехи, все равно ничего не могут сделать.
Он жалкий, долговязый, несуразный, совершенно бессильный перед ситуацией и жизнью в целом. Страх и ненависть к себе съедают его окончательно. Донни совершает ряд ошибок, в которых честно признается. У него развивается Стокгольмский синдром к своей мучительнице и невероятные приступы жалости к ней. В какой-то момент он ловит себя на мысли, что ему, как хроническому неудачнику, нравится ее внимание.

Преследование — это только первый круг ада. Его настоящая мука — это натиск болезненных воспоминаний, вызванных Мартой.
Погрязнув в самобичевании и чувстве вины, он пытается найти истоки проблемы в самом себе. Он очень честен до жесткости. Свои первые выступления он представляет крайне пошлыми и неудачными, в форме китча, хотя это было совсем не так. Донни вынужден признаться в насилии, которое совершил над ним наставник, именитый сценарист в начале карьеры. Его играет Том Гудман-Хилл.
«Олененок» очень редкий случай, когда мужчина публично признается, что подвергся насилию. Есть британский сериал «Добродетели», основанные на собственном опыте режиссера и сценариста фильма Шейна Медоуоса. В детстве он пережил насилие, которого не осознавал до 40 лет. И саморазрушительный «Патрик Мелроуз» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли.
И всегда это надрыв и кромешный ад. И хотя тема травмы в кино и на телевидении давно вынесена в общественный дискурс и как будто решена, но каждый индивидуальный опыт потрясает своей разрушительной силой. «Олененок» затрагивает больную тему кризиса мужественности. Это понятие часто несет высокие стандарты и ожидания, хотя дело касается просто людей, зажатых, как и все, экзистенциальным ужасом.
Гэдд буквально препарирует свои чувства перед зрителем. «Олененок» не развлечение на вечер, можно получить травму свидетеля и в этом есть грех сериала, он делает зрителя не только сторонним наблюдателем, сколько соучастником. И каким бы образом это не прошло через художественный фильтр, в этом есть мощная эмоциональная правда и разрушительная сила.
Донни начинает сомневаться в своей сексуальной идентичности. И так и не осмеливается быть честным с Тери, трансженщиной, которой Донни познакомился через сайт знакомств.
Он погрязает в одиночестве, боли и Марте. Они составляют сильную токсичную связь. Марта защищена своей болезнью. Она не производит впечатление слабого и уязвимого человека. Наоборот, в своей одержимости она находит силу, смысл. Каким-то невероятным чутьем она нашла уязвимого раненого Донни.
Но сериал не видит в ней абсолютное зло, находя его в состоянии, а не в личности. Джессика Ганнинг, актриса, исполнительница роли Марты, сыграла замечательно и тонко.

Пока этот комок нервов не вырывается наружу, Донни-Гэдд на очередном провальном выступлении рассказывает зрителям о пережитом и освобождает его от гнёта вины. Но «Олененок» не достигает катарсиса, даже когда, кажется, что инцидент разрешен, это не конец истории. В фильме «Гражданин Кейн» тайна розового бутона держится до последних кадров, так и в сериале странное прозвище Олененок также раскрывается в финале. Разгадка уравновешивает сочувствием двух глубоко сломленных персонажей. Каждый человек сформирован страданиями, а эмоциональные последствия травмы отпечатываются в душе и не излечиваются одним сеансом психотерапии.
У «Олененка» есть еще одна важная часть несмотря на то, что это душевный стриптиз, беспощадно обнажающий нервную ткань, это сублимация, демонстрирующая великую исцеляющую силу творчества. Ричард Гэдд присоединяется к таким авторам, как Микаэла Коэл, создавшая «Я могу уничтожить тебя» (2020), которые использовали собственный опыт депрессии или травмы для решения проблем с психическим здоровьем и способствуют развитию культуры сочувствия, понимания и исцеления.
Но сейчас разворачивается еще одна история. Превращенный в сериал опыт Гэдд оказался настолько заразительным, что диванные сыщики принялись искать реальных прототипов. И хотя создатели сериала постарались предпринять «все разумные меры предосторожности», чтобы скрыть личности людей, но 27 апреля Daily Mail опубликовала интервью с неназванной женщиной, которая утверждала, что именно она была прототипом Марты в «Олененке». В итоге имя попало в СМИ, и Фиона Харви обвинила Нетфликс и Ричарда Гэдда и пригрозила судебным иском.
P.S. Пожалуйста, если вы подвергаетесь насилию и нуждаетесь в поддержке, то обратитесь в центр «Насилию.нет».
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com