Джентльмены — настоящие гангстеры
Гай Ричи снял сериал «Джентльмены» во вселенной одноименного фильма 2020 года

У режиссера Гая Ричи есть своя ниша гангстерских, шпионских боевиков, которые он снимает без малого 30 лет. Он принадлежит к поколению режиссеров, таких как Дэвид Финчер, Стивен Содерберг, Мишель Гондри, которые пришли в большой кинематограф, начав карьеру в съемках рекламы и музыкальных клипов. Лучшие его фильмы «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» сделаны в жанре черной комедии, где ультра-насилие уживается с нелепыми ситуациями. На тот момент они были абсолютно свежи и контркультурны. Мастерство клипмейкера помогло в создании собственного стиля — быстрый монтаж, использование сленга и ненормативной лексики, запутанные сюжетные линии, остроумные диалоги. Он нашел и завоевал своего зрителя. А Ричи стали называть британским Тарантино.
Но со временем стильные зрелищные фильмы становятся однообразными, неразвитые персонажи компенсируются талантливыми харизматичными актерами. И кажется, Гай Ричи готов к тому, чтобы сделать свое творчество более серьезным. Первым таким фильмом стал «Переводчик», который основан на реальных событиях, и отдавал дань уважения людям, помогающим американским военным в Афганистане.
В 2020 году вышел фильм «Джентльмены», который расценивался как возвращение к корням — безупречной черной комедии в английском стиле. Главный персонаж-трикстер Микки Пирсон из Америки, еще будучи студентом Оксфорда проникает на британский подпольный наркорынок, продавая марихуану шикарным мальчикам в белых костюмах для крикета. Затем он ловко строит империю, основав фермы по выращиванию каннабиса в поместьях британских аристократов. Публика и критики встретили фильм благожелательно. И Ричи решил снять сериал, как планировал первоначально.

Действие сериала происходит во вселенной фильма «Джентльмены». Пока главный джентльмен, герцог Эдди Хорниман(Тео Джеймс) в составе миротворческих войск где-то на Среднем Востоке проверяет документы на блокпосте. Но семейные дела зовут в родовое поместье. И оставив службу, он возвращается к постели умирающего отца. После похорон Эдди становится наследником, потеснив старшего брата сумасбродного Фредди(Дэниел Ингс). Вступив в права, с ним связывается топ-менеджер криминальной империи марихуаны и дочь мафиозного босса Сьюзи Гласс.
Перед глазами Эдди предстает вся тайная денежная машина, которая обеспечивала шикарное поместье, весь коллектив прислуги и членов семейства. На молочной ферме расположилась подпольная плантация каннабиса. Выбрать бы ему тактику отца — забыть и не вспоминать, получая дивиденды, но возникают обстоятельства, вынуждающие обратиться к Сьюзи за помощью. Так, за маленький кончик вытягивается длинная-предлинная веревка, а одно дело тянет за собой другое. Пока он не обнаруживает, как из джентльмена превращается в заурядного бандита.
Сериал «Джентльмены» — хорошо сделанное телешоу, которое поддерживает шикарный стиль фильма. Прекрасные твидовые костюмы, зеленые поля гольфа или охоты, картины Гейнсборо на стенах, заляпанных кровью. Диалоги также язвительны. Сцены сопровождаются рукописным текстом, который рассчитывает денежные операции и предоставляет важные статистические данные.
Но сериал лишен иронии фильма, в логике повествования заложено противоречие. Он, ни спин-офф, ни приквел, ни сиквел. Но, по сути, повторяет сюжетную линию фильма, поэтому требовал нового высказывания, проработки глубины темы, а не просто «игры в войнушку» на поле для гольфа. Ведь, кажется, мастер хотел и созрел для серьезного авторского высказывания. По крайней мере, заявка была сделана.
Длинный формат устроил ловушки для режиссера Ричи. Приложить испробованный неоднократно алгоритм в кино к сериалу не вышло. Вначале сериал развивается как «Во все тяжкие». Герой все больше погружается во тьму. Ему становится страшно, чем больше он пытается отделаться от семейства Гласс, тем больше его засасывает. И вот к шестому эпизоду автору и персонажу предстоит серьезный выбор — что же делать джентльмену, как им остаться, как сохранить человеческое лицо, не искаженное гримасой убийцы. Для Эдди любой выбор плох, поэтому он должен умереть в борьбе с превосходящим злом или убить все преступников и семейство Гласс, включая Сьюзи.
Гай Ричи, действительно, нагнетает мрачную атмосферу, когда градус насилия зашкаливает, и всё становится очень страшным, жутким, беспощадным, какой, собственно, и является криминальная среда.
Эта смена тона с черной дурашливой комедии, где все плохие парни разлетаются в стороны, до осмысления преступности как явления и прошивке человекоустройства, не удалась. «Серьезные парни» представляют собой разношерстную кучку совершенно глупых преступников, которые злятся, предают, а через 20 минут всё прощают, а через 10 минут предают, и цикл повторяется вновь.
После шестого эпизода душевные метания героя быстро пропадают, и он выбирает предложение, от которого нельзя отказаться. Автор лишает зрителя кульминационного прямого столкновения бандитов-евангелистов и джентльменов. Враги невероятным образом исчезают и все волшебно образовывается в привычный хэппи-энд.

Можно подумать, что сериал вскроет лицемерие и пороки британской элиты. Первые фильмы блистали благодаря персонажам-неудачниками из рабочего класса. Но проблемы неравенства и пропасти между классами оказываются чужды Гаю Ричи, как выходцу из относительно богатой семьи — отпрыск модели и армейского офицера, ставшего директором рекламной компании, он провел детство в английских замках. Главный герой Эдди Хорниман мог бы читаться как утрата элитами внутренних моральных основ. Никаких душевных терзаний по поводу «традиционных ценностей» джентльмена. Все его поступки направлены ради одной цели — сохранения статус-кво, привычного богатого образа жизни для себя и своей семьи.
Мужской мир Гая Ричи разбавлен невозмутимой Сьюзи Гласс(Кая Скоделарио). Красота и характер героини не спасают, она остается человеком-функцией, топ-менеджером, выучившим правила и которому все равно чем управлять. Но её образ окрашен более широким спектром эмоций, чем тот же злополучный Эдди. Ричи предусмотрительно избегает серьезных чувств между героями, не ступая на зыбкую почву романтики.
В «Джентльменах» миры преступников и аристократии сплетаются. Ричи подчеркивает, что мафия и государство очень близки в устройстве и основаны на хищнической природе человека: «Люди либо выживают в джунглях, либо существуют в зоопарке».
Мир Гая Ричи состоит из преступников, несмотря на происхождение, неравенство, имеет лишь значение на какой ступени иерархии ты находишься. Он вновь возвращается к тезису фильма: «Чтобы стать царем зверей мало вести себя по-царски, надо быть царем. Нельзя сомневаться. Сомнения порождают хаос и ведут тебя к гибели». Мир устроен на насилие, только причем здесь хэппи-энд, к тому же растянутый на два эпизода.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com