Дедлок — место переосмысления и детектив, который может оскорбить почти всех
Австралийский чёрный комедийный телесериал «Дедлок», созданный Кейт Маккартни и Кейт МакЛеннан, следует детективному канону, чтобы разрушить его
Полицейские детективные драмы — один из самых беспроигрышных жанров на телевидении. Несмотря на то, что все тропы в прямом и переносном смысле изъезжены и исхожены, они любимы зрителями. Но удивить никого уже невозможно, если это не австралийский сериал причём в жанре черной комедии, которую трудно назвать комедией, потому что это метапародия или постирония, как говориться, найдите 10 отличий. Произведение предусмотрительно и бережно сохраняет детективный канон, и кроме всего прочего строго ему следует, тайна здесь очень хорошо спрятана.
Создали «Дедлок» Кейт Маккартни и Кейт МакЛеннан, сценаристы наиболее известные благодаря кулинарному ютуб-каналу «Шоу Кейтеринг» и телевизионной сатире на завтрак Get Krack!n. «Дедлок» — новый этап их карьеры. Когда-то собираясь растить детей, запертые в карантин, они смотрят знаменитый «Бродчёрч», в русском варианте «Убийство на пляже» с Оливией Колман. И возникает идея написать сценарий с условным названием весёлый «Бродчёрч». Так появился «Дедлок».
Клише скандинавского нуара — сонный провинциальный городок на окраине вселенной, где гнездятся серийные маньяки, старые особняки, скрывающихся за туманом, со скелетами в шкафах, два замученных жизнью детектива, с разводом или синдромом Аспергера, низвергаются и осмеиваются. Все-таки это южное полушарие, где «люди ходят на головах», здесь все будет наоборот.
И хотя идея абсурдности зла в мирном течении жизни, смешение обыденного и с жестокостью убийств, одновременность смешного и ужасного не нова, но «Дедлок» вливает в идею молодую австралийскую кровь.
Классическое начало — на пляже обнаружен труп мужчины. Местный сержант Далси Коллинз, которой жена запретила заниматься детективной работой, включается в расследование. Оно с самого начала осложняется бессовестным вторжением в мирное течение жизни городка: криминалист на пробежке, констебль в спортивной форме, так как занимается йогой, мэр буквально появляется из воды и нарушает границы места преступления. На берегу собирается толпа зевак, половина из которых знакомые убитого или полицейских. Поэтому все считают за право вмешаться — расспрашивать, советовать, подкармливать, фотографировать.
Все типажи на своих местах — глуповатые, на подхвате помощники — Эбби (Нина Ояма), которая по мере развития действия умом и сообразительностью, затмевает всех, благонамеренный Свен (Том Баллард) мастер по делегированию и будущий океанолог, нарцисстичный и педантичный судмедэксперт Джеймс и по совместительству жених Эбби.
Как ураган врывается детективный напарник, имеющий имя Эдди, но на самом деле это женщина, в гавайской рубашке, сандалиях и длинных шортах, засланная начальством из северного Дарвина руководить расследованием. И если в привычном сериале один из детективов страдает ментальным расстройством, то и Эдди бог не обошел стороной, у нее явно синдром гиперактивности (СДВГ) и Туретта. Ее речь изобилует самыми грубыми и вульгарными репликами. Она сразу искажает все имена и даёт прозвища, Эбби, например, становится глазастиком. Эдди Редклифф завоёвывает место главного фрика сериала. Она с разбегу находит подозреваемого, производит изъятие улик без ордера. Противостоит ей Далси, единственный здравомыслящий персонаж сериала и города Дэдлок.
На контрасте двух детективов — плохого и хорошего копа, а также мрачной нуарно-скандинавской эстетики, под которой скрывается бурная природа Тасмании, построена игра в первой части. Здесь «Дедлок» высмеивает штампы полицейских процедуралов, делая их комедийными. Ведь, если серийный убийца, то жертва обязательно женщина. Если детектив, то без великой доски любого расследования, которую еще называют доска ФБР, не обойтись, где каждый персонаж пытается оставить свой автограф.
Добавляются в картину «милые идиоты» из маленького городка. Роковая блондинка, местный дурачок, злобная журналистка. Мэр города Алейна Раме, пытаясь сделать Дедлок привлекательным для туристов, проводит зимний фестиваль в стиле нью-эйдж и совместно с актуальным искусством. То тут, то там шествуют парады-карнавалы, идут концептуальные просмотры на озере, медитация на выносливость, исполнение песни «I Touch Myself», следуя логики старого советского фильма «когда поёт хор, слов всё равно не разобрать. А музыка хорошая». Главный женоненавистник Фил недоволен матриархатом в городе, втайне мечтая о кресле мэра, мутит воду в городе, подкармливая «братков» детской смесью.
Дедлок на острове Тасмании — это рай на краю вселенной, где победила «современная повестка». Когда-то архетипический город, в котором доминировали мужчины, после убийства мэра к власти пришли женщины. Они занимают руководящие должности в полиции, в мэрии и представляют городскую элиту как аристократическое семейство основателей города, шеф-повар самого крутого ресторана. Женщины связаны не только тайнами, но и женской дружбой. По мере того как количество убиенных мужчин увеличивается, они одна за другой попадают под подозрение.
Дэдлох, где самым большим происшествием был террорист-тюлень Кевин или неприличные надписи на мусорных баках, потрясен серией убийств гетеросексуальных белых мужчин. Как и положено, оживают старые раны — колонизации, дискриминации.
Дедлох, как микрокосмос общества, разделяется на группу «традиционных» обиженных мужчин с ресентиментом «Сделаем Дэдлох снова великим» и «прогрессивных осознанных» женщин(многие из них лесбиянки), стремящихся к эскапизму. Выглядят как одни, так и другие карикатурно. Но эскалация насилия разрушает хрупкий мир маленького городка. К финалу сериал разражается по-настоящему жуткими сценами. Грозного Левиафана олицетворяет комиссар и босс Далси и Эдди Шейн Гастингс типажа а-ля Суровикин, который железной рукой и головой докажет, кому принадлежит право на насилие в этом райском месте.
Которое не имеет пола/гендера, расы, национальности, но является главным фактором, определяющим добро и зло. Насилие часто скрывается, за максимой, что это делается ради «всеобщего блага». Сериал предостерегает от опасных тенденций в обществе, спрашивая, а насколько глубоки современные гуманистические изменения.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com