Сериал «Благие знамения», в котором Ангел и Демон спасают мир
Сериал «Благие знамения» основан одноименного романа Терри Пратчетта и Нила Геймана от Амазон

Библия — самое значимое литературное произведение, она навязывала ценности и представление о мире, по крайней мере, два тысячелетия. Вся последующая литература(европейская) черпала там вдохновение. И когда в XX веке традиция начинает разрушаться, явилось фэнтези и принялось переписывать мифы, легенды, сказки на новый лад.
«Благие знамения» — это роман-шутка, сатира, которая оскорбила религиозные чувства почти всех христиан, так как переосмысливает и высмеивает библейский апокалипсис и всех описанных в Откровении персонажей: всадников, ангелов, демонов, людей, глав ада и рая.
Это роман Терри Пратчетта и Нила Геймана (Песочный человек) был опубликован в 1990 году. За девять недель сочиняя «Благие знамения», они здорово веселись, пытаясь рассмешить друг друга.
Роман стал популярен. После публикации книги почти сразу возник вопрос об экранизации. В 2002 году Терри Гиллиам попытался сделать фильм с Джонни Деппом и Робином Уильямсом в главных ролях — демона Кроули и ангела Азирафеля соответственно, но ему помешало 11 сентября.
Наконец, Amazon взялся за дело, и в 2019 году вышел первый сезон сериала «Благие знамения». К сожалению, Пратчетт ушел в 2015 году, но Гейман, выполняя волю друга и соавтора, участвовал по полной программе, сам написал сценарии и стал исполнительным продюсером сериала. Дэвид Теннант играет Кроули и Майкл Шин в роли Азирафаэля. Режиссер «Доктора Кто» Дуглас Маккиннон руководит съемками.
Первый сезон — веселая и забавная игра и очень литературная. Гейман максимально пытался сохранить тон книги. Здесь многое построено на любимой британцами языковой игре с изрядным количеством каламбуров, отсылок к поп-культуре, метафор. За почти 30 лет с момента выхода книга несколько утратила актуальность, появилось, сейчас достаточно произведений, разбивающие старые мифы.
Но еще раз посмеяться над человечеством, которое постоянно находится в состоянии ожидании конца света и только переходит от одного апокалипсиса к другому, самое святое дело. Где-то исподволь поднимаются серьезные темы — размытые границы добра и зла, свобода выбора человека, нелепость старых изжитых представлений о мире и обществе. И забавно обыгрываются — всадники апокалипсиса приезжают на крутых байках. Война представляет собой репортера. Скверна распространяет пластик, Голод продает диетические продукты, не имеющие пищевой ценности. Только Смерть никогда не меняется. Дьявольский младенец получает имя Адам, что напрямую связывает его с библейским Адамом. Затем он вырастает в прекрасного умного мальчишку с «ангельской» внешностью, под влиянием которого зубастый Цербер превращается в бобика.

И хотя повествование делится на три условные линии(как в первом, так и во втором сезоне), но Ангел Азирафель и демон Кроули — столпы произведения. Два аутсайдера прекрасно устроились среди людей. Они со времен Великого Падения и бегства из Эдемского сада живут на Земле, и следя за человечеством. Однако за эти тысячелетия они полюбили жизнь среди людей. И хотя соперничество призвано олицетворять вечную борьбу добра со злом, но оно переросло в крепкую дружбу.
Нежный и восторженный ангел Азирафель стал владельцем книжного букинистического магазина. Падший демон и бывший змей-соблазнитель Кроули — андеграундный пижон в кожаных штанах, в черном бентли, летящим голосом Фредди Меркьюри, в хайтековской квартире с дрожащими от страха фикусами.
Он ввязывается в сомнительные авантюры, но чаще приходит на выручку Азирафелю. Спасенный мир катится дальше к очередному Армагеддону. И шоу должно продолжаться, поэтому собрав наброски и черновики, Гейман создал для фанатов второй сезон, пытаясь сохранить игривый тон первого.
И чтобы не устраивать из сериала процедурал, где каждый сезон представляет собой новый апокалипсис как у Марвел, второй полностью посвящен Азирафелю и Кроули.
Несмотря на романтический аспект запретного романа, сезон глубже и актуальней, чем можно было бы предположить. Да, он немного Джейностиновский, что не понравилось некоторым зрителям, и рассчитан на тех, кто хочет и дальше наслаждаться дуэтом Майкла Шина и Дэвида Теннанта. В нем достаточно шуток, библейской ереси, тупоголовых дьяволов и идиотов-ангелов.
Ад и рай представляют собой иерархические организации, очень похожие на человеческие автократии или гигантские корпорации. Небеса все же в большей степени отражают современное государство с бюрократией и никому не известным божьим замыслом об общем благе. Они, мешающие жить обычным людям, постоянно что-то замышляют и разжигают мир.

Азирафель и Кроули демонстрируют два взгляда на реальность, две стратегии. Оба персонажа находятся под сильным давлением своих патронов и в тисках обстоятельств.
Кроули принимает мир людей таким, какой он есть и пытается приспособиться с меньшими для себя потерями. Им движут эгоистические мотивы, не очень-то он думает о благе человеков, однако его действия часто приносят пользу, подтверждая выражение своего аватара «я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Он лишен иллюзий и честен перед собой. С начала времен он задает вопросы. В конце концов, находит всему объяснение. Кроули понимает, что они участвуют в ужасной истории.
Несмотря на печальный опыт первого сезона, Азирафель продолжает цепляться за несуществующие представления. Он все еще верить, что небеса на стороне Добра. Поступать правильно и всех спасать он возводит в абсолют. Азирафель упрямо продолжает отрицать реальное положение вещей. Он не замечает, как начинает принимать неоднозначные решения, манипулируя чужими жизнями. Чем больше его иллюзия сыпется, тем сильнее он держится за свой контроль и отмахивается от сложных накипевших вопросов.
Искупительная сила любви, которой очень часто заканчиваются ромкомы, перестает работать в современном сложном мире. А тягостное бремя выбора, пресловутой свободы воли и последствий лежит каждом из нас.
Здесь должен быть панегирик великолепной актерской игре Майкла Шина и Дэвида Теннант. Но скажу только, что они полноправные соавторы сериала, и большая часть «Благих знамений» выстроена на харизме актеров.
Благие знамения — это умный и стильный сериал — от прочной литературной основы и великолепных актеров и до музыки Дэвида Арнольда и смысловой анимационной заставки. Фантастическая абсурдность сериала вовлекает зрителя настолько незаметно, что не замечаешь, как вымышленный мир «Благих знамений» становится для тебя реальным.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com