Сцены из супружеской жизни: Честный, мучительный перформанс Оскара Айзека и Джессики Честейн
Ремейк одноименного фильма Ингмара Бергмана 1973 года снял Хагай Леви, автор сериалов «Любовники», «Терапия»
Мини-сериал «Сцены из супружеской жизни» вышел на HBO в сентябре 2021. Это ремейк одноименного фильма Ингмара Бергмана 1973 года. По словам автора сериала Леви, идея воссоздания принадлежит сыну Ингмара Бергмана, который посмотрев предыдущие работы Леви, предложил снять ремейк. Черновики лежали семь лет, пока не появились условия, может быть вызванный локдауном.
Сериал — независимое произведение и одновременно несет в себе ДНК предшественника. Он повторяет некоторые сцены, фразы, диалоги почти дословно, но вкладывает иной смысл. Сравнения неизбежны. Бергман снимал фильм в 70-х годах. Это было революционно для своего времени, фильм даже обвиняли в увеличении разводов в Швеции. В фильме Бергман рассматривает обычную историю — мужчина уходит из семьи к другой женщине. Главный герой Йохан представлял собой альтер эго Бергмана, отстраненный, эгоистичный и малопривлекательный персонаж.
У Бергмана акцент сделан на героиню Марианну. Она показывает рост, зрелость чувств. Но прошло время, и наши представления о браке, партнерстве, моногамии, разводе изменились. И дело не только в смене ролей и в том, что женщины — это «новые мужчины». Для большего отражения современности в сериале «Сцены из супружеской жизни» произошел обмен телами, и роль Марианны перешла Джонатану. Но акценты смещены, это история развода, а не брака, и персонажи вызывают равное сочувствие.
Джонатан и Мира в браке десять лет, у них есть дочь Эва. Мира, поглощенная карьерой бизнесвумен, работает менеджер в крупной технологической фирме. Она главный добытчик в семье, у нее проблемы с привязанностью к дочери. Джонатан — профессор философии, домохозяин, больше времени проводит с дочерью.
Вначале семья представляется счастливой, не без сложностей, они как современные и образованные люди, договариваются обсуждать и решать проблемы, но что-то невидимое нарастает. Брак разваливается, фраза «Давай это обсудим», произнесенная в сотый раз, не работает. Мира и Джонатан расстаются, отправляясь в трудный путь, полный страданий и боли. Каждый из них заплатит высокую цену. Мира выступает в роли разрушительницы семьи, и многое теряет в течении всего сериала, ее чувства часто разбросаны. Желание независимости поддается сомнению, пока не обретает форму, но раскрытие сексуальности и материнских чувств стоят того.
Хагай Леви сосредоточен на рефлексии современного мужчины-интеллектуала как Джонатан, в этом есть личный опыт режиссера. Мужчина часто растерян, воспитание эмоциональной закрытости приводит к обесцениванию чувств мужчин. Джонатан проходит сложную эволюцию от возвращения к вере до суррогатного отцовства, прежде чем найти внутренние опоры, принять ситуацию.
Леви работает так, чтобы уловить и почувствовать невидимые нити, достигая в высшей степени интимности и обнаженности чувств, раскрывая глубокую эмоциональную жизнь героев и зашкаливающее напряжение между ними. Такое не могло бы случиться без великолепных актеров. Миру и Джонатана исполнили Джессика Честейн и Оскар Айзека. Режиссер опирается на давнюю дружбу актеров. Они знают друг друга со времен Джульярдской школы, и до этого сериала играли мужа и жену в фильме «Самый жестокий год» в 2014 году.
Они естественны в роли Миры и Джонатана, совершенно сливаясь с персонажами. Взаимодействие, построенное на мельчайших деталях, взглядах и замерзших паузах. Они приковывают к себе внимание зрителей, включаясь в эмоциональную войну сериала. Боль, которую испытывают герои, разливается в пространстве экрана и ощущается зрителем. Обнаженность чувств иногда пугает, кажется, мир совсем «расколдован».
Современные фильмы и сериалы и их авторы отошли от морализаторства, они превратились исследователей происходящего в обществе. И боль, горе, страдания как тема проявляются все чаще.
Сериал «Сцены из супружеской жизни» разрушает устоявшейся мнение двадцатого века, что человек создан для счастья, возвращаясь к почти христианским истокам: жизнь — это боль. Леви исследует развод как посттравматический синдром. Боль рассматривается как тотальное разрушение ценностей и уклада, и то, насколько трудно заново собирать мир по кусочкам и восстанавливаться. Расставание приносит невыносимые страдания, равную боли физической, как будто ты отрываешь часть собственного тела.
За годы совместной жизни сплетаются, смешиваются наши души и тела. В корне самого счастливого брака нарастает противостояние окончательному слиянию в одно целое, индивидуальность стремится обрести себя вновь. Сохранить и то и другое крайне сложно, если возможно. Что-то похожее происходит в браке Миры и Джонатана — разрыв болезненный и до конца так и непреодоленный. Им так и не удается разорвать невидимые миру нити. Но пройденный путь боли и страданий учит ценить то необъяснимое, то, что люди продолжают называть любовью.
Как и фильм, сериал «Сцены из супружеской жизни» камерный, действие практически происходит в доме, где живут Джонатан и Мира. Только в первой и последней серии персонажи разговаривают со сторонними персонажами и находятся за пределами дома.
Чтобы преодолеть чрезмерную интимность и разрушить неприличное подглядывание зрителя за чужой жизнью, режиссер использует прием четвертой стены. Эпизод начинается с момента, когда актер заходит в пространство сериала.
Дело даже не в трудностях брака, в изменившихся представлениях, а в том, что отношения между людьми сложны и многозначны, никогда не будет простых ответов, расставляющих все по местам, как бы нам этого не хотелось. Главная мысль — в силе человеческих связей, которые непреодолимы. Потребность в другом, непохожем на тебя человеке, в его тепле сродни нехватке воздуха и воды, в какой-то мере определяет нашу человеческую сущность.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com