Разрабы или боги квантового компьютера Алекса Гарленда
Научно-фантастический сериал «Разрабы» создан Алексом Гарлендом. Он начинал творческий путь как писатель. Дебютом стал роман «Пляж», позже был экранизирован с Ди Каприо в главной роли. В кино он сконцентрировался на проблеме человека и технологий. В 2014 выпустил свой первый фильм «Ex Machina». Следующей стала «Аннигиляция» и сериал «Разрабы»
На английском языке «разрабы» выглядят так Devs. В последней серии «Разрабов», главный герой признается, что английская «V» имитирует «U». Так Devs и Ex Machina образуют очень известное выражение Deus ex machina, то есть «бог из машины». Гарленд использует прямой смысл афоризма — технологии уравнивают нас с Богами, приобретая их жестокость и неуязвимость.
Лили(Соноя Мидзуно) и Алекс(Карл Глусман), молодая пара влюбленных работают в компании Силиконовой долины «Амайя». Благодаря успехам в алгоритмах искусственного интеллекта, Алекса приглашают в таинственный и перспективный отдел Разрабы. В первый же день он пропадает. И Лили начинает собственное расследование. Тривиальная завязка становится толчком для погружения в научные теории и философствование о свободной воли человека.
Сериал раскрывает свои тайны с первых серий. Вместе с Алексом и Форестом, генеральным директором компании, попадаем в золотое чрево Разрабов с самым мощным квантовым компьютером. Форест (Ник Офферман) —технический гений, одержимый единственной целью — воссоединиться со своей мертвой дочерью Амайей. У него на глазах семья погибла в автомобильной аварии. Он — ярый сторонник детерминизма, убежденный, что события в нашей жизни предопределены. Одна из теорий, которые упоминаются в сериале, была изложена американским физиком Хью Эвереттом, выдвинута Линдоном(Кейли Спэни), сотрудником Devs. Она предполагает, что для каждого возможного выбора, который делает человек, вселенная раскалывается, создавая разные миры с совершенно разными результатами.
Форесту больше нравится теория де Бройля-Бома, то есть будущее предрешено и представляет собой трамвай на рельсах. Это удобная философия избежать уничтожающие его чувство вины и моральной ответственности в произошедшем. Сериал не утруждает проблемами этики и морали в науке. Суперквантовый компьютер научился воспроизводить будущее. Форрест и его главный ассистент Кэти просто ждут, когда наступить момент икс. И для этого им нужна Лили, так как она особенная. Они не пытаются ничего изменить или попробовать это сделать. В них нет глупого милосердия к невинным людям, страдающим по их вине. И волей-неволей накапливается раздражение, на людей, превратившихся в бездумный и безвольный механизм, без спонтанных эмоций и чувств.
Авторы отходят в сторону, пусть герои сами разбираются и ведут сюжет к предполагаемому финалу, ведь мир детерминирован, он на рельсах, сам докатится куда надо.
Наука завораживает достижениями, теориями и открытиями. Творческим людям свойственно увлекаться визуальными технологиями, чтобы продемонстрировать возможности науки. Алекс Гарленд скользит по поверхности как в исследования характеров, так и в научных измышлениях и философии квантовой физики. Это довольно сложная тема. Но он избегает взгляда художника, изучающего человека в процессе выбора, травмы или научного мысленного эксперимента.
Два главных героя Форрест и Лили, на которых должен держаться сериал, зависают между этажами(почти спойлер!). Алекс Гарленд лишил их свободной воли и искры. Может быть, поэтому второстепенные персонажи получились интересней, заметней. Это хладнокровная Элисон Пилл в роли Кэти, правой руки Фореста или исполнитель бывшего парня Лили Джин Ха, великолепный старый и мудрый актер Стивена Хендерсона, читающий английских классиков, Йетса, например.
Замедленный темп в некоторых фильмах и сериалах имеет свою прелесть — это может быть неуловимая атмосфера, или химия между персонажами, или философские диалоги. «Разрабы» лишины этого удовольствия, поэтому «длиннота» сериала не выносима.
Гарлэнд тратит много времени на изыскание эстетики. «Разрабы» красивы. Визуал впечатляет — архитектура конструктивизма, золотые интерьеры Разрабов и беспредельные пейзажи Сан-Франциско. Музыкальные композиции группы Насекомые, Боба Локка и Тима Норфолка наполняют пространство и создают состояние похожее на сон, и размывая повседневным мир. Без внутреннего содержания эстетика остаётся никчемной, символы слишком простыми и поверхностными.
На великолепном фоне гигантская статуя маленькой девочки выглядит ассоциацией бывшей в употреблении. Библейские связи Лили с первородным грехом размыты.
Форрест и Лили попадают в квантовую симуляцию. Финал почти счастливый разрушает неисчерпаемость философских смыслов и научного познания, тайны, утрачивая ценность реальности и трагизм ситуации. Герои выглядят растерянными.
Существуют ли параллельные вселенные или их симуляция, или вообще всё только в нашем сознании, или нам снится дурной сон, как в «Начале» Кристофера Нолана. Пусть свобода воли — это иллюзия, и есть тысяча объяснений почему мы поступаем именно так, а не иначе. Тысячи переменных, влияющих на наше решение — обострение гастрита, слишком горячий кофе или надоедливый кот. Пока есть иллюзия свободы воли, у нас есть свобода воли.
Разрабы — смесь вкусных и амбициозных ингредиентов, чтобы создать великое телевидение. Но видно детерминизм не всегда работает в реальности. Используя проверенные способы, не получишь желаемый результат. Вышел замечательный научпок. Что ж тоже неплохо, лишний раз заглянуть в Википедию и почитать про квантовую физику и кота Шредингера.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com