Сериал «Разделение»: работа в корпорации — это Ад
Сериал «Разделение» — новое научно-фантастический триллер, созданный Дэном Эриксоном

Премьера сериала состоялась 18 февраля 2022 года на Apple TV +. У сериала «Разделение» много предшественников и источников для вдохновения от литературных до кинематографических, от Кафки до «Бразилия» Терри Гиллиама и «Черного зеркала». Впитав все самое лучшее, вышло своеобразное и блестящее шоу со своим голосом, эстетикой. Оно смешивает жанры антиутопией, темной сатиры, триллера и шоу на рабочем месте
У создателя сериала Дэна Эриксона идея возникла давно, после опыта работы в офисе, но в 2016 года его сценарий впервые привлек внимания, попав в «BloodList».
Помогал ему осуществить проект Бен Стиллер(Невероятная жизнь Уолтера Митти, Побег из тюрьмы Даннемора), который стал продюсером и режиссером сериала.
Авторы минималистичны и экономны в изображении, в названии. Такая условность позволяет зайти глубже и захватить несколько социальных и философских слоев от бездушных корпораций и сект, подавляющих индивидуальность человека до понимания человеческого сознания и подсознания, метафоры разделения на сон и явь, жизнь и смерть, виртуальность и реальность.
Главный герой Марк(Адам Скотт) работает в фирме Люмон. В белоснежном без окон бункере под названием отдел макроданных, сидят четверо за круглыми мониторами, собирают в виртуальные папочки странные числа. Чем они занимаются целый день, что это за цифры — коллеги не задают себе глупых вопросов. Самые усердные получают поощрительные бонусы в виде голубых стикеров и ластиков, а может быть посещения музея компании.
Фишка в том, что условием работы является микрочип, который вживляется в мозг и разделяет сознание на рабочую и домашнюю зону. То есть дома ты не помнишь и не знаешь, что происходит с тобой на работе, а на работе — не помнишь, кто ты дома. Как только время заканчивается, и сотрудники по очереди заходят в лифте, где происходит таинственное переключение, и вуаля, Марк возвращается в пустой холодный дом. Единственная радость и утешение — это беременная сестра и ее муж, писатель-коуч. Причиной, по которой главный герой устроился в фирму Люмон, это желание забыть о горе и страдании. Жена Марк погибла в автокатастрофе. Он влачит монохромные будни.

Спокойствие в отделе макроданных нарушает Хелли(Бритт Лоуэр), девушку принимают на вакансию таинственно пропавшего сотрудника. Все «просьбы об отставке» отклоняются, но она не оставляет попыток побега. Ее состояние пробуждает коллег, вопросы, которые они прятали от самих себя, выходят наружу и приводят в движение развитие медленно разгорающегося триллера.
Хитрецы-авторы так и не расскажут тайну корпорации Люмон. В каждой серии есть по лакомому кусочку информации, которая прибавляет маленький пазл для собственных догадок и умозаключений. Сериал притягивает, кроме безупречной актерской игры, увлекательной интриги, визуальным оформлением.
Эстетика четкая, холодная и сродни медицинскому учреждению, она завораживает, тревожит. Сериал задыхается от обилия белого. Кажется, цвет должен расширять и увеличивать объемы, но сплошной белый придает пространству замкнутость — прямые линии длинных коридоров-лабиринтов, которые заканчиваются тупиком. Безликая белая среда сочетается с монотонной бессмысленной работой, они отрицают надежду и подавляют волю.
Офисная жизнь гиперболизирована. Люмон имеет собственный мир, сходный с миром Матрицы. В нем свои правила, четкая иерархия, система поощрений и наказаний, как новое веянье — есть психолог, красивые лозунги, что-то типа «мы делаем мир лучше».
Снисходительное отношение начальства «мы здесь для вас». Мелкая педантичность коллег, скрывающая пустые отношения. С продвижением сериала Люмон становится больше, темнее и сложнее. Корпоративная риторика уступает прямому религиозному пылу. Выговор от начальства становится пыткой. Поощрения напоминают опыты доктора Павлова, наказания и строгий надзор создают атмосферу страха и неуверенности, обеспечивают полный контроль. В сериале есть намеки на связь корпорации с государством. Возникает образ Железной няни, которая одной рукой заботится и кормит манной кашей или вафлями и дыней, другой — держит твердой хваткой за горло, жестко контролируя и убивая субъектность, индивидуальность. Единственная цель — манипулировать людьми и превратить их в трудолюбивых, послушных рабочих лошадок или винтиков, необремененных личными проблемами, но зато сделать их гиперпатриотически настроенными и способными на любые жертвы.

Но все же персонажи «Разделения» непустые оболочки, они все очень разные по темпераменту и характерам, и потихоньку раскрываются и рассказывают свои истории. Слаженный актерский ансамбль прекрасно вписался в мир «Разделения». Они могут типажами, масками, как «добродушный» надзиратель и харизматичный Милчик(Трамелл Тиллман) или босс Марка, Хармони Кобель (Патриция Аркетт) и при этом сложными и интересными.
Мне нравится, что процесс разделения можно связать с метафорой сознательного и бессознательного. Одна сторона никогда не знает, какие конфликты и травмы прячет другая. Они никогда не могут соединиться, подсознание скрыто плотной пеленой. Мы никогда не можем до конца понять, какие мы там внутри, и насколько разделены наши экстра и интра, но постоянно стремимся к воссоединению, чтобы снова стать лучшей версией себя. В сериале многое связано с тем, что Марк не может принять смерть любимой жены. Насколько травма делает нас уязвимыми и какую цену нужно заплатить, чтобы получить комфорт и безопасность и забыть о части собственной жизни и вычеркнуть из сознания.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com