Раскопки: Кэри Маллиган и Рэйф Файнс находят сокровища Саттон-Ху
Археологические раскопки, проведенные в 1938-39 годы археологами благодаря настойчивости и энергичности землевладелице Саттон-Ху Эдит Притти стали вдохновением для фильма австралийского режиссера Саймона Стоуна
Про режиссера
«Раскопки» — вторая полнометражная работа режиссера. Стоун получил европейское образование и вскоре возглавил независимую австралийскую труппу. Он начинал с новаторских театральных постановок. Он ставил Медею и Дикую утку Ибсена, Арбузова, Чехова, Брехта. За пьесу «Йерма» Фредерико Гарсиа Лорки награжден премией Лоренса Оливье. Дебютом в кино стал фильм Дочь, который тоже был отмечен наградами. Ему всего лишь 36 лет.
Про раскопки
Раскопки велись с 1938-1939 годы. В результате в одном из курганов были обнаружены похоронная ладья и со всевозможной утварью и военными доспехами. Это были прекрасные сосуды для пиршеств, подвесные чаши, столовое серебро из далекой Византии, роскошные ткани, золотые аксессуары для платьев и культовый шлем с человеческой маской. Предполагают, что могила принадлежит Редвальду, который правил Восточной Англией в начале седьмого века.
Находки изменили понимание «темных веков» в истории Англии. Считалось, что постримская Британия пришла в упадок во всех сферах жизни. Саттон-Ху доказал обратное.
Про фильм
Фильм основан на романе Джона Престона, писателя и журналиста, а также племянника археолога Маргарет Гвидо (персонажа Лили Джейм). Автор известен романом «Очень английский скандал», который был недавно адаптирован на телевидение.
Действие разворачивается накануне Второй мировой войны. Фильм не рассказывает историю раскопок, не следует за биографией героев, скорей это драматическое изложение и люди на фоне подготовки к войне.
Богатая вдова Эдит Притти, живущая в красивом особняке в Саттон-Ху, Саффолк, со своим маленьким сыном Робертом, нанимает для раскопок археолога-самоучку Базила Брауна.
Первый курган оказывается бесполезным, в нем ничего нет, кроме гнилой доски. Самый большой холм овальной формы скрывал захоронение в виде корабля. В середине фильма в игру вступают новые персонажи, приезжает кузен Эдит Рори Ломакс, вымышленный герой.
И к раскопкам присоединяются профессиональные археологи из Британского музея под руководством Филипса. Приезжает Стюарта Пигготта (Бен Чаплин) и его молодой женой Пегги (Лили Джеймс). В фильм вплетается романтическая линия героини Лили Джеймс. Раскопки притягивают людей и их судьбы. Событие на время заставляет забыть о войне, и появляется мелкая меркантильная суета — противоборство музеев и сколько придется заплатить вдове.
Главными героями остаются Эдит и Базел. Несмотря классовое неравенство, Эдит и Базел — родственные души. В силу предрассудков общества они лишены возможности учиться в университете. Но это не помешало быть любопытными и открытыми миру. У них общая страсть к археологии, и они чувствуют, что могут помочь друг другу. У Эдит больное сердце. Кэри Маллиган моложе настоящей Эдит, которой было на тот момент 56 лет. Ее возраст, нездоровье, природная хрупкость и легкие платья усиливают трагичность повествования. Рэйф Файнс играет скромного, но гордого Базела, его толстые грубые костюмы заземляют и придают основательность, прочность и силу, которой не хватает Эдит и Роберту.
Сын Роберт(Арчи Барнс) привязывает к Базелу и находит поддержку и утешение у самоучки-астронома и археолога. Втроем они наблюдают бескрайнее ночное небо, звезды, ощущают тайну и невидимые нити, уходящие в века и ввысь и связывающее все живое. Они преодолевают смертность, беспомощность перед временем. Такие артефакты режиссер связывает героев и время. Это фотографии, которые делает Рори и монетка на груди Пегги, и цитаты из книг, которые прочитаны Базелом и Эдит.
Предчувствие наступающих неотвратимых и трагических событий — Второй мировой войны преследуют персонажей и нарастают с развитием сюжета. Это пролетающие самолеты, уличное радио в Лондоне и гибель молодого летчика. Это предчувствие главное настроение фильма, которое омрачает находки. Раскопки не приносят долгожданного триумфа. Это только повод забыть на время о приближающейся войне. Режиссер очень точно уловил момент. Он согласуется с современностью — с пандемией коронавируса. Война была той точкой отсчета, после которой мир уже не был прежним. Такое же чувство испытываем мы современники, и то же чувствуют герои фильма. Раскопки устанавливают связь с прошлым, оно помогает понять и принять изменения как условие жизни, уловить нить времени, ощутить собственную беспомощность и трагичность существования.
Про Базела Брауна
Фильм восстанавливает справедливость, воздавая должное Базилу Брауну. Долгое время его имя было забыто. Он был сыном фермера, бросил в школу в 12 лет, чтобы помогать на ферме, но продолжал заниматься самостоятельно. Он выучил латынь и французский, приобрел некоторые знания в греческом, немецком и испанском языков. Базел увлекался астрономией, даже написал книгу «Звездные атласы и карты». Он не был приспособлен для фермерского труда, занятия археологией переросли в сотрудничество Ипсвичским музеем и Саффолкским институтом археологии. Именно они посоветовали мисс Притти Брауна. Он так и занимался раскопками всю жизнь. Отсутствие академического образования и происхождение не дали продвинуться в карьере, но не уничтожили увлеченности, интеллекта и любопытства.
Вердикт
«Раскопки» сохраняют красоту и сдержанность привычной английской костюмированной драмы. Большое небо Восточной Англии, солнце сквозь мрачный утренний туман, зеленые луга живописны до ощущений запаха травы и грязи после дождя. Музыка Стефана Грегори является сильной стороной фильма. Длинные музыкальные паузы заполнены чувствами персонажей. Благодаря кинематографии Стоуна, актерскому мастерству фильм перерастает жанр, становясь меланхоличным и поэтичным повествованием о краткости и бесконечности человеческого существования.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com