«Подземная железная дорога» Барри Дженкинса несокрушимая воля к свободе
Сериал «Подземная железная дорога» вышел в мае на Амазон. Он снят и спродюсирован режиссером Барри Дженкинсом(Лунный свет) по культовому одноименному роману Колсона Уайтхеда, получившего Пулитцеровскую премию

Подземная железная дорога — знаковый сериал для телевидения, кино. Он заслужено обласкан критиками и почти не замечен публикой.
Сериал соединяет в себе миф, и реальность, размывая их в сновидениях и воспоминаниях. И начинают множиться и нарастать смыслы и символы.
Подземной железной дорогой называлась сеть тайных маршрутов и убежищ для беглых рабов. Ее образовали аболиционисты и бывшие рабы, другие сочувствующие беглецам. В сериале появляется настоящая железная дорога с пыхтящим паровозом и вагонами от самых простых до люкса, станциями, тупиками, стрелками, важными проводниками.
В последнее время вышло много серьезных фильмов, рефлексирующих на тему рабства и дискриминации в Америке. Они разные по качеству и исполнению, их объединяет желание быть обнаженно честными. Подземная железная дорога идет другим путем. Это не урок истории и не изящное повествование, заставляющее аудиторию ужасаться жестокости рабства, и не произведение, созданное на волне политической повестки. Он более хитрый и мощный, более блестящий в визуальном и звуковом исполнении.
Во многом благодаря тонкому соединению классического, библейского мифа, литературы и истории, повествование выходит за рамки только дискурса о черных людях. Художественность и интертекстуальность произведения делает его универсальным, затрагивающим глубинные уровни сознания понятные для всех людей — христианская неприкаянность, брошенность родителями и одиночество в мире хаоса и насилия, вселенское чувство вины и жертвенности. Не обнаженная правда, а фантазия исследует истинные и внутренние причины рабства и погружается в них.
Сюжет
Действие происходит в довоенной Джорджии на плантации хлопка, где живет главная героиня — рабыня Кора(Тусо Мбеду). Когда умирает относительно лояльный хозяин, поместье переходит к жестокому младшему брату. Молодой и красивый Цезарь уговаривает Кору бежать. Он берет девушку как талисман, когда-то, как считается, удачно сбежала мать Коры Мейбл(Шейла Атим). Для Коры побег матери вечная острая боль, обида и чувство оставленности.
За ними в погоню отправляет охотник за черными головами Риджуэй, его одержимость носит личный характер. Так как он, так и не вернул Мейбл на плантацию.
Как устроен сериал
Так начинает путешествие Коры на благословенный Запад, делая остановки в Южной и Северной Каролине, Теннесси, Индиане. Каждая серия представляет собой отдельную главу и историю американского рабства и унижения. Но не только, это история становления и роста самосознания человека. Это разговор о необходимом чувстве свободы и постоянном стремлении к нему.
Сериал «Подземная железная дорога» можно считать новой страницей американского вестерна как черного поиска Эдема, бегства от статуса жертвы и обретения достоинства и свободы. Современный вестерн — это больше путь души к освобождению, решению внутренних конфликтов, окрашенный социальным контекстом. В финале путь героя не заканчивается, а превращается в беспрерывное движение и принятие его как единственного способа быть живым.
Кора
Кора несет на себе проклятие рабства. Она везде чужая, даже в дружелюбной общине среди своих собратьев на виноградниках Индианы. Кора почти не улыбается. Она колеблется между краткими периодами покоя и боли, постоянно борется как с бытием, так и за внутреннюю свободу. Вновь и вновь Кора и ее преследователь Риджуэй, парящие в лучах солнца, летят вниз в чрево страшного подземелья — на скрытую сторону подсознания истории Америки, где призрачное величие построено на страданиях и унижении чернокожих и незаметном труде этих людей. Кора хранит семена бамии — единственное, что осталось от матери. В финале она сажает их, избавляясь от гнета прошлого, взрослея наконец, чтобы идти дальше.
Истории про рабство должны по определению изобиловать сценами насилия и жесткости. Дженкинс мудро избегает там, где можно обойтись без прямого давления на чувства зрителя. Часто напряжение передается через устный рассказ, звук, музыку, жесты, взгляды.
Зло не приобретает оттенок кожи, оно не оправдывается и не объясняется, а просто представлено как звено в ядовитой системе цепей.
Охотник Арнольд Риджуэй

Здесь главный персонаж привилегированной Америки — охотник за головами, Арнольд Риджуэй(Джоэл Эдгертон). Это противоречивый и запутанный в происходящих событиях и собственной жизни человек. Дженкинс посвящает персонажу отдельную главу. Риджуэй во многом схож с беглянкой Корой, также полон ненависти к себе, отчаяния, неприкаянности, также держит обиду на своего отца. Он борется с собственным внутренним тщеславием и эгоизмом, ищя оправдания и точку опоры, как он говорит, в американском императиве, повторяя снова и снова «Мы должны завоевывать, строить и цивилизовывать. Развивать низшие расы, а если нет — порабощать. А если не порабощать, то ликвидировать. Это наше божественное предназначение».
Но самым сложным и даже страшным персонажем выступает Гомер, чернокожий мальчишка, который везде и всюду сопровождает Риджуйя. Он одет не по годам в элегантный костюм, на голове — котелок. Деловито и беспристрастно помогает ловить своих соплеменников. Несмотря на то, что Арнольд даровал ему свободу, но он преданно следует за своим боссом и приковывает себя перед сном кандалами к кровати.
Кинематография Барри Дженкинса

Телевидение, хотя и не имеет масштабности кино, но вполне может соперничать в художественном исполнении. Дженкинс совместно с оператором Джеймсом Лакстоном создают удивительной красоты историю. Они могут рассказать о чувствах героини и атмосфере событий, используя только солнечный свет. Он разный в каждой серии. Он может быть золотистым на плантации в Джорджии и светло-медовым на виноградниках Индианы и почти белым, но всепроникающим в подземелье железной дороги.
Цвет сплетается с симфонией насекомых и птиц и тишиной, прерывается звуками грохочущих колес поезда и падающим звоном молота по наковальне. Невероятная музыка Брителла порой ее невозможно выделить отдельно, настолько она гармонична введена в повествование. Только на контрасте с современными мелодиями, которыми заканчиваются главы.
Режиссер старается вернуть безымянных и забытых предков, на плечах которых строилась страна и свобода других. Есть повторяющийся момент, когда камера останавливается на чернокожих рабах, работающих на плантации хлопка, они застывают как на старых фотографиях.
Короткие истории второстепенных персонажей расширяют повествование, добавляют новые краски, делая каждого неповторимым, Грейс из Северной Каролины, прячущаяся на чердаке, Джаспер, поющий библейские гимны раб из Флориды, и Минго, брат Джона Валентайна, на ферме в Индиане, мечтающий расширить винодельню и вести дела с белыми.
Подземная железная дорога — не развлечение на вечер, которое забудется на следующий день. Он может быть нелегким просмотром, но увлекательным и динамичным. Сериал обладает притяжением, проникает в вас и оставляет то, что называют впечатлением.
P.S.
В американской культуре выделяют литературу и кинематограф черных авторов и темы им присущие — рабства, жертвенности и чувства вины. Считается, что тема черного рабства в России как-то не откликается. В России есть своя неотрефлесированная тема крепостного права, которое имеет обширную и непростую историю. Но вот представьте, что в русской литературе почти ничего не написано. За редким исключением, нет романов, где героем был бы крепостной крестьянин или его семья. Только двадцатый век заговорил о советском рабстве в произведениях Платонова, Солженицына, Шаламова. И это очень печально, так как змея вновь укусила свой хвост, а мы гадаем, почему это произошло.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com