Обзор сериала: Падение дома Ашеров — самый амбициозный хоррор Майка Флэнагана
Падение дома Ашеров — любовное письмо к родоначальнику мистики и детектива Эдгару По и социальная критика безумных корпораций

Последний проект Майка Флэнагана «Падение дома Ашеров» считается самым успешным. Режиссер прославился как мастер ужасов. Он снимал по произведениям Стивена Кинга, Ширли Джексон. И хотя сериал «Падение дома Ашеров» вдохновлен рассказами Эдгара По, но Флэнаган представляет авторский взгляд и использует произведения По как скелет для собственного высказывания.
Мир стал настолько хрупким с таким количеством ядерного оружия, умных технологий, которые могут уничтожить мир в одно мгновение, что человечество не может позволить зависеть от прихоти одного сумасшедшего богатого человека. Критика власти, корпораций и денег, и в кого они превращают человека — одна из самых актуальных в кино и телевидении в настоящий момент.
С одним таким последствием Америка столкнулась в середине 90-х годов, когда выяснилось, что некоторые фармацевтические компании продвигали опиоиды, как обыкновенные анальгетики, умалчивая о привыкании и зависимости. За последнее время вышло несколько сериалов с рассказом про империю Саклеров Purdue Pharma и фильм Йетса «Продавцы боли» про Insys, продвигавшей фентанил.
И как известно, империя Саклеров продолжает существовать. Несмотря на судебные иски, принесенных в жертву топ-менеджеров и многомиллионные штрафы, никто из семьи Саклер не был привлечен к ответственности.

Флэнаган идет тропой Тарантино, который в своем фильме «Однажды Голливуде…» использует магию кино, чтобы изменить страшную реальность на экране и даровать хэппи-энд. Но Флэнаган пытается в сериале добиться возмездия и справедливости для тех, кто пострадал от опиоидного кризиса. Автор превращает Саклеров в многочисленное семейство Ашеров. И очень мастерски использует готический стиль и приемы ужасов, чтобы каждый порочный член семейства заплатил по счетам кровью.
Родерик Ашер(Брюс Гринвуд) остается один, он морально опустошён, его преследуют призраки. Все его отпрыски умерли один за другим. Родерик приглашает к себе на вечерний разговор главного борца против Ашеров помощника прокурора Огюста Дюпена(Карл Ламбли), пытающегося всю жизнь привлечь семейство к суду. Родерик красноречиво описывает свое восхождение на вершину империи Фортунато, которая в некоторых моментах имеет биографические подробности семьи Саклер, а затем рассказывает, как умер каждый из его детей.
Сериал имеет четкую и ясную структуру антологии, связанную общей темой возмездия. Каждый эпизод посвящен смерти одного из потомков Родерика и вдохновлен одноименным рассказом По — «Маска Красной смерти», «Черная кошка», «Яма и маятник», «Убийства на улице Морг», «Сердце-обличитель», «Золотой Жук», «Ворон». Но отсылки к источнику — произведениям Эдгара По, будут встречаться повсюду — в мистических стихах, обрамляющих повествование, именах персонажей и даже носит имя реального врага По, Руфуса Грисволда.
Единственное, что не удается Флэнагану это быть таким же чувствительным и психологически тонким как Эдгар По, который в ужасах изображал состояния одиночества, отчуждение, аффекта или болезни. Несмотря на то, что прошлые произведения Флэнагана так или иначе затрагивают тему семьи — что связывает родных людей, что разлучает, как они вместе переживают часто трагические события, как отражаются отношения в семье на последующие события, это было сочувственное исследование травм.
Но в этот раз автор сериала выбирает бесстрастный, обличительные тон социальной критики. Сыновья и дочери Родерика — люди, не вызывающие симпатию или сочувствие, даже жалость.
В семье Ашеров деньги заменили любовь и привязанность. А любимый препарат лигадон убил в них способность чувствовать ее отсутствие. Они как личности потеряли свою субъектность, превратившись в единицы, действующие на благо корпорации. Потомки и их истории выглядят по-своему гротескно.
Двое старшеньких — Фредерик(Генри Томас) и дочь Тамерлан(Саманта Слойан), рождены от первой жены Аннабель Ли(Кейти Паркер). Фредирик — первый претендент на трон отца. Тамерлан разрабатывает бренд «Золотой жук», пропагандирующий здоровый образ жизни. Все остальные незаконнорождённые — безжалостная пиарщица Камилла(Кейт Сигел); наркоман и магнат видеоигр Наполеон(Рахул Коли), биолог Викторин(Т’Ниа Миллер), разрабатывающая медицинские устройства, мажор и тусовщик Просперо(Сауриян Сапкота), мечтающий превратить клубную жизнь в многомиллионный бизнес.
Они утопают в пороках, циничные и злые, оправдывая душевную пустоту и безобразные поступки безнравственностью общества, и воплощают смертные грехи элиты, умноженные на величину богатства, — распущенность, одержимость бессмертием, праздность, лживость, жадность, безумие, зависимость и насилие.
Ядро корпорации Фортунато — это Родерик и Мадлен(Мэри Макдоннелл), два зеркальных альтер эго индустриального капитализма. Один из них символизирует силу и действие, а второй — ум и стратегию.

Незаконнорождённые дети, лишенные наследства, Мадлен и Родерик остаются сиротами, мать сходит с ума и умирает от редкого заболевания — ранней деменции. Сестра и брат заняты выживанием в агрессивной конкурентной среде и нацелены вернуть себе все, что отняла судьба. Родерик и Мадлен воплощают образы многих успешных людей, прошедших сложный темный путь, и казалось бы, заслужили успех и богатство.
Но выбрав власть, деньги как абсолют и единственное мерило жизни, эти люди превратились в царя Мидаса, разрушающего все, к чему только он может прикоснуться — чужие жизни, природу, планету. И даже перед лицом смерти и возмездия они оправдывают свою безудержную жадность в желаниях общества, высоких целях, чуть ли не в спасении человечества.
Флэнаган использует популярный миф о том, что огромное богатство и неуязвимость дается после сделки с дьяволом. В дело вступают мистические силы — девушка Смерть по имени Верна(Карла Гуджино), анаграмма от английского Raven — Ворон. Это слабое христианское утешение, но единственно доступное автору и художнику в рамках шоу.
В финале Флэнаган философствует о целях и средствах, о том, что делает человека по-настоящему богатым. Оправдывает ли детская травма преступление и массовый геноцид. И можно ли отсутствие любви заполнить деньгами. Ведь где-то там в параллельной вселенной Родерик мог стать поэтом и написать Аннабель Ли.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com