Про Оскар
Премия Оскар самая популярная и престижная не только в Америке, но и мире

Оскары важны
Все знают золотого рыцаря-истукана, держащего меч и стоящего на кинопленке как Оскар. Статуэтки стали самыми желанными предметами Голливуда и символами величия в мощной и влиятельной форме искусства — кино. Трудно переоценить роль символического в том, что только и делает как создает символическое.
А сколько слез умиления и восторга, слов благодарности выливается из уст номинанта, когда вручают долгожданную статуэтку.
Признание очень важно для людей творческих профессий, в особенности если это суждение профессионального сообщества. А известность дает не только моральное удовлетворение.
Премия не раз становилась локомотивом карьер актеров и режиссеров. Так, Мэтт Дэймон и Бен Аффлек проснулись знаменитыми, получив лучший оригинальный сценарий за фильм «Умница Уилл Хантинг». Дженнифер Лоуренс стала одной самых востребованных актрис после участия малобюджетной драмы Дебры Граник «Зимняя кость».
Впрочем, бывало и наоборот. Хэлли Берри, ставшая первой темнокожей актрисой в истории кинематографа за лучшую главную роль в 2002 году, ощутила на себе «проклятие Оскара».
В Оскаре заинтересованы и студии, для которых это узнаваемость, как следствие и увеличения продаж билетов и дохода. Независимая A24 завоевала себе место в индустрии после того, как «Лунный свет» был выбран лучшим фильмом. То же самое случилось со студией Neon, независимом дистрибьюторе фильма «Паразиты».
Реклама и продвижение фильма является важной частью процесса кинопроизводства. Творцы произведения хотят, чтобы фильм увидело как можно больше зрителей. Оскар дает такую возможности.
В общем, каким бы ни был Оскар, его хотят все просто потому, что так устроены люди и кинопроизводство.
В Оскаре как в зеркале(русской революции?!) отразились все проблемы и противоречия Голливуда и общества в целом.
Как появился Оскар

Академия кинематографических искусств и наук по сути награждает лучшие и лучших в году и должна задавать направления развития кино.
Однако создание премии было циничным и продуманным ходом главы студии MGM Луи Б. Майера. Это произошло в 1927 году, и тогда ни о каком развитии киноиндустрии речи не было. Луи Майер, одиозная и противоречивая фигура Голливуда, задумал построить дом на пляже в Санта-Монике, он хотел сделать это быстро, используя круглосуточную рабочую силу, но столкнулся с профсоюзами, которые контролировали оплату сверхурочных и всячески защищали права работников. Быстро проведя аналогию с кинематографом и посчитав во что выльется студии, если актеры, режиссеры и сценаристы объединятся и начнут качать права, Майера обуяло горячее желание помешать сотрудникам объединяться в какие-либо организации без его ведома.
Как писал Скотт Эйман в книге «Голливудский лев: жизнь и легенда о Луи Б. Майере», премия «Оскар» изначально задумывалась как отвлекающий фактор — переключить внимание талантов от зарплаты и гонораров. И далее приводит слова Майера: «Я обнаружил, что лучший способ справиться с [кинорежиссерами] — это увешать их медалями. Если бы я дал им кубки и награды, они бы убили себя, чтобы произвести то, что я хотел. Вот почему была создана премия Оскар». Кроме выдачи «медалей», академия выступала как посредник в разрешении любых споров между студиями и ее сотрудниками, а также служило внутренним отделом по связям с общественностью, контролировала контракты.
Майер придумал свою организацию — Академию кинематографистов, будущий Оскар. Он собрал 36 актеров, режиссеров, сценаристов, техников и продюсеров в шикарном отеле и сказал им, что если они запишутся в «члены его Академии», то станут частью элитной организации. Не желая упускать такую возможность, люди из Голливуда подписались. Единственной женщиной в этой компании была Мэри Пикфорд. Все же какое-никакое представительство было.
Первая церемония вручения премии «Оскар» состоялась в отеле «Голливуд Рузвельт», 16 мая 1929 года и больше походила на корпоративный ужин, чем на шоу. Билеты на частный ужин стоили 5 долларов, а церемония вручения длилась всего 15 минут. Дуглас Фэрбенкс, первый президент Академии и ведущий вечера, раздал все 15 статуэток.
Главный приз достался фильму «Крылья». Все фильмы были еще немыми, кроме главного разрушителя этих картин звукового «Певец джаза» с Элом Джолсоном в главной роли.
И да Майер смог отсрочить появление профсоюзов на три года как минимум. Но в 30-е годы Гильдии киноактеров, сценаристов и другие специальности образовались и начали войну с Академией. Они приказывали своим членам массово уходить из Академии, а церемонию бойкотировать. Академия чуть не закрылась в 1933 году.
Тогда ей пришлось полностью отказаться от трудовых дел и сосредоточиться на раздаче «Оскаров». И преуспела. Профессиональные гильдии тоже имеют свои награды, но ни одна из них не достигает высот Оскара.
Убийца кино — телевидение, благодаря своему масштабу превратило церемонию вручения в развлекательное шоу и сделало ее Оскаром, которого мы знаем. Но сначала церемония начала транслироваться по радио в 1930 году, а затем перебралась на телевидение в 1950-х годах. Это очень длительный и пышный процесс, так как на оглашение всех победителей уходит около трех часов.
Про статуэтку Оскар
Золотая икона была разработана стилистом и дизайнером Седриком Гиббонсом, главным арт-директором MGM и поклонником стиля арт-деко. Увековечил образ в скульптуре художник Джордж Стэнли.
Седри Гиббонс женился на Долорес дель Рио, гламурной мексиканской звезде немого экрана, которая утверждала, что ее молодой мексиканский друг Эмилио Фернандес позировал для статуэтки обнаженным для художника Джорджа Стэнли. Хотя это добавляет пикантности истории «Оскара», но изображении настолько схематичное, что в нем находили сходство и другие люди. Одна из самых популярных легенд гласит, что библиотекарь Академии Маргарет Херрик утверждала, что статуэтка поразительно похожа на ее дядю Оскара. Другая версия предполагает, что актриса Бетт Дэвис(Все о Еве) назвала в честь своего бывшего мужа Хармона Оскара Нельсона-младшего. Как бы то ни было, имя приклеилось намертво, и Оскар стал Оскаром. В 1939 году Академия решила официально принять свое прозвище.
Как все устроено
Академия кинематографических искусств и наук входит более чем 10 000 профессионалов кино и около 9 500 из них обладают правом голоса.
Академия разбивается на 17 категории для актеров, режиссеров, визажистов и звукорежиссеров, монтажеров, сценаристов и продюсеров и так далее. Каждая категория выдвигает трех представителей, которые образуют правление Академии.
Стать академиком довольно «просто», нужно получить приглашение или заручиться поддержкой двух спонсоров по выбранной категории, ну или стать номинантом на премию, такие кандидаты принимаются автоматически.
Номинанты в каждой категории премии выбираются членами соответствующей отрасли; таким образом, писатели назначают писателей, режиссеры назначают режиссеров и так далее.
После того как определены номинанты, выбирают лучшего большинством голосов. Исключение составляет категория «лучший фильм», в которой участвуют все академики. Голосующие составляют списки в порядке убывания от самого любимого к менее. Далее в дело вступает математика и поиск магического числа. Победитель определяется системой преференциального голосования.
Купить Оскар
Подкупить жюри невозможно, но можно повлиять. Прецеденты такие были. Маркетинговые отделы студий обычно выделяют часть своих бюджетов на продвижение фильмов. В свое время могущественный Вайнштейн, возглавлявший Мирамакс, использовал агрессивные методы, рекламируя фильмы студии. Он относился к Оскару как к политическим выборам — распространял слухи о конкурирующих фильмах, устраивал специальные и максимально широкие показы для академиков, критиков и публики, размещал рекламу в отраслевых журналах, просто крутил безостановочные мероприятия, вечеринки и так далее.
Он не просто заполнял эфир и газеты рекламой, но, например, узнавал, где живут конкретные члены Академии, и устраивал просмотры именно для них. Он преуспел, фильм «Влюбленный Шекспир» опередил спилберговоского «Спасти рядового Райана». Спилберг стал лучшим режиссером… но «Влюбленный Шекспир» взял главный приз.
Хотя Вайнштейн был отлучен от индустрии, некоторые из его менее спорных методов проведения кампаний остались. Крупные компании, а теперь и стриминги, которые тоже снимают фильмы и участвуют в гонке, имея бесконечные ресурсы, будут пытаться привлечь внимание к своим произведениям всеми возможными способами. В 2019 году у Нетфликс было пять или шесть больших фильмов, которые претендовали на несколько категорий, поэтому они потратили столько денег, что могли бы снять еще один фильм. В 2021 таких фильмов стало 11.
В 2023 году разгорелся спор по поводу включения в список номинантов на лучшую женскую роль Андреа Райзборо за фильм «Лесли» о матери-одиночке и алкоголичке, выигравшей в лотерею. Ее номинация последовала за активной кампанией в социальных сетях таких известных актеров, как Эдвард Нортон, Дженнифер Энистон, Гвинет Пэлтроу. Была создана комиссия, которая оставила актрису в шорт-листе номинантов, пообещав более четко прописать правилах, что такое лоббирование.
Сорок лет назад академия пыталась воздействовать на рекламные кампании, но в Америке вы не можете запретить компании вести бизнес. И хотя кино — это форма искусства, но это также и про деньги, где крутятся миллионы долларов.
Есть еще один способ получить Оскар — это снять фильм, который будет соответствовать трендам и предпочтениям Академии. Появилось даже такое понятие «Приманка для Оскара».
Однако, все может быть безуспешным. Решение жюри часто не совпадает с ожиданиями публики и мнением экспертов. Как сказал один глава студии: «Я могу потратить деньги, чтобы избиратели увидели мой фильм. Но я не могу заставить их его полюбить».
Академики ошибаются
Оскар вызывает споры и почти никогда не угадывает фильм, который останется в веках. Начиная с первой церемонии в 1929 году, когда приз за лучшую мужскую роль был вручен Эмилю Яннингсу. Правда, вряд ли академия могла предугадать, что впоследствии актер станет сниматься в пропагандистских фильмах нацистов. Уж лучше бы приз достался овчарке Рин Тин Тину. Считается, что Рин Тин Тин получил наибольшее количество голосов за лучшую мужскую роль, прежде чем во втором туре голосования были исключены нечеловеческие звезды.
Уолт Дисней получил 26 наград — рекорд на сегодняшний день — в то время как Альфред Хичкок не был награжден. В 1967 году ему вручили утешительный приз «за вклад в искусство». Он взял Оскар, сказал спасибо, развернулся и ушел со сцены. Не получили премию «Криминальное чтиво», «Апокалипсис сегодня», «Спасти рядового Райна» и так далее. Все же это Оскар — это взрослая игра, иногда с большими ставками, но игра.
«Оскар» как зеркало Голливуда
На расстоянии в 95 лет можно проследить, как менялись ценности общества, Голливуда, а вместе с ним и Академия Оскар.
Сейчас это кажется диким, но первую чернокожую актрису Хэтти Макдэниел, выигравшую Оскар за роль второго плана в фильме «Унесенные ветром», не пустили в отель из-за строгой расовой сегрегации. Продюсеру Дэвиду О Селзнику пришлось попросить об одолжении только для того, чтобы Макдэниел пустили в здание. Несмотря на то, что Макдэниел получила награду, она должна была сидеть в конце зала за отдельным столом вдали от остальных коллег по фильму. Лишь 62 года спустя чернокожая актриса Хэлли Берри получила премию Оскар в категории лучшая главная роль.
В годы холодной войны Киноакадемию охватили антикоммунистическая истерия и черные списки.
В 1973 году Марлон Брандо отказался от награды за лучшую мужскую роль за роль в фильме «Крестный отец» (1972) в знак протеста против изображения коренных американцев в Голливуде. Вместо него на сцену вышла с речью индейская активистка и актриса Сачин Литтлфезер, она была одета в традиционное платье апачей. Ей практически не дали выступить, Брандо приготовил восьмистраничную речь, некоторые хлопали, а некоторые улюлюкали и свистели.
Это погубило ее актерскую карьеру, она потеряла членство в гильдии и была исключена из индустрии. Спустя почти 50 лет Академия в лице тогдашнего президента AMPAS Дэвида Рубина, принесла ей извинения «Оскорбления, которым вы подверглись из-за этого заявления, были необоснованными и неоправданными. Слишком долго проявленное вами мужество оставалось незамеченным. За это мы приносим как наши глубочайшие извинения, так и наше искреннее восхищение».
В 2016 году движение #MeToo и #OscarsSoWhite подтолкнули Академию Оскар к переменам. Премия давно находилась в кризисе, так как рейтинги неумолимо падали, приходится противостоять собственным предубеждениям.
В 2020 году академия разработала новые стандарты, чтобы быть более объективной и разнообразной. Сможет ли Оскар не потерять свой статус в мире, где все, везде и сразу? Копий будет сломано немало в поисках истины и баланса. Все же главная цель премии, чтобы люди любили кино.
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов, если вам там удобнее