Соперники — экранизация бонкбастера Джилли Купер
Дисней выпустил сериал «Соперники» с Дэвидом Теннантом и Алексом Хасселом, которые играют двух аристократов, борющихся за телевизионную франшизу в идиллическом графстве Ратшир

Что получится, если объединить два низких жанра — женский любовный роман и мужской тупой блокбастер — появится бонкбастер. Этимология слова «бонкбастер/bonkbusters» проста: buster от blockbuster в сочетании с сексуальным сленговым словом bonk(трах). Он считается ответвлением от любовного романа и заявлялся как роман о деньгах, сексе и власти. Пик жанра пришелся как раз на 80-е. Книги авторов, которые писали в этом жанре, Джеки Коллинз, Ширли Конран, Джилли Купер и Джудит Кранц, продавались миллионными тиражами
Стереотипное мнение о бонкбастере как о низкой литературе тормозило изучение культурного и антропологического влияния. Наиболее полно о нем рассказано о нем можно прочитать 1, 2, 3. Жанр пошел на убыль и казался умершим. Но сейчас возрождается, то ли по причине нехватки контента, то ли оттого, что бывший премьер Великобритании Риши Сунак признался, что является поклонником автора бонкбастеров Джилли Купер, то ли по причине всеобщей апатии и депрессии, когда всем хочется эмоций, ярких красок и энергии.
Поэтому еще один поклонник творчества Купер продюсер Доминик Тредуэлл-Коллинз мечтал воплотить роман «Соперники» на экраны. Произведение является частью цикла под названием «Ратширские хроники». Продюсер получил права в 2020 году, и с благословения автора приступил к написанию пилота. Никто не воспринимал экранизацию серьезно, высокомерно признавая, что это «низкий» и умерший жанр. И Доминик работал с Расселом Т. Дэвисом над сериалом BBC-Amazon «Очень английский скандал», а также стал соавтором адаптации Грэма Нортона «Холдинг».
И вот время для «Соперников» пришло, с помощью студии Дисней адаптация вышла в октябре 2024 года.

«Соперники» представляет собой увлекательную игру с высокими ставками, где все не слишком серьезно. Сериал иронизирует над модной ностальгией по 80-м и над доступным не для многих миром богатых и знаменитых.
Действие происходит в 1986 году в вымышленном английском графстве Ратшир. Обстановка идиллическая — милые зеленые лужайки для крокета размером с вертолетную площадку, старинные поместья, породистые собаки и лошади. Атрибутика 80-х сияет в прямом и переносном смысле: объемные прически, состоящие из лака для волос, фонтаны воланов, синие тени и горы подплечников, квадратные автомобили и телефоны с круглыми дисками, первый караоке-бар, аэробика Джейн Фонды в люминесцентных боди.
Это эра до MeToo и BLM, полная женоненавистничества, расизма, и цинизма(последнего достаточно всегда). То есть то, что раньше возводило на вершину иерархии и создавало репутацию альфа-самца и Казановы, теперь грозило бы судебными исками, тюрьмой или культурой отмены.
Два богатых лощеных «реальных пацана» джентльмена затеяли очередной раунд вечной войны между старыми и новыми деньгами.
Первый из них — лорд Тони Баддингем(Дэвид Теннант), буржуа, получивший деньги отца, торговавшего оружием во Вторую мировую, и благодаря женитьбе на леди Монике приобрел статус.
У лорда Тони есть любимая игрушка — телевизионный канал Кориниум. Мечтая превратить его в золотую жилу успеха и власти, он борется за продление контракта.
Он переманивает из ВВС, пообещав творческую свободу и деньги, горячего журналиста Деклана О’Хару(Эйдан Тернер), и приглашает американскую акулу чернокожую красавицу Кэмерон Кук (Нафесса Уильямс) в качестве главного продюсера и любовницы.

Тони наводит мосты с влиятельными людьми графства. Он ненавидит соседа Руперта Кэмпбелла-Блэка(Алекс Хассел), счастливчика, аристократа и любителя всех женщин и лошадей, министра спорта в правительстве Тэтчер, родившегося с золотой ложкой в зубах. Кстати, Руперт имеет прототип, считается, что он вдохновлен двумя друзьями писательницы Купер: Эндрю Паркером-Боулзом, бывшим мужем королевы Камиллы, и британским модельером Рупертом Лайсеттом Грином.
Но Тони вынужден наступить на больное эго и просить войти в совет соперника. Рупер отказывается, что заставляет Тони зеленеть еще больше. Конфликт разрастается, вовлекая все больше персонажей.
Вступает в противостояние Фредди Джонс(Дэнни Дайер), технологический миллионер, прообраз Илона Маска, здесь он еще милый прогрессист, пытающийся вывести человечество к процветанию.
Женская часть семейства О’Хара: жена Мод(Виктория Смерфит), скучающая в старом сыром замке лондонская актриса, и две дочери, Агата(Белла Маклин) и Кейтлин(Катриона Чендлер), влюбленные, как и положено, в Руперта.
Альтер эго Джилли Купер — Лиззи Верекер(Кэтрин Паркинсон), писательница любовных романов в «счастливом» браке с ведущем утренних передач Кориниума самодовольным красавчиком Джеймсом(Оливер Крис).
Жена депутата Пола Стрэттон Сара(Эмили Атак) сыграет(в теннис) свою роковую роль в соперничестве двух мужчин.
Персонажи часто имеют гротескные черты привычных типажей и архетипов. Мужчины представляют собой глупых мужей или мачо. А женщины в привычном амплуа стервы, жертвы, девочки-бимбо, изредка попадаются ангелы.
В общем, они довольно неприятные обычные люди, которые изменяют супругам, или им изменяют, глупо и высокомерно шутят над соседями, убивают время за выпивкой и телевизором, при этом бесконечно курят фрейдистские сигареты, желают только удовольствий, денег и иногда настоящей любви.
Современный взгляд и талантливый актерский ансамбль дает архетипам расцвести, добавив сложности характеров. Они переполнены искренними чувствами и жизненной силой. Нет ни одного скучного персонажа, у каждого есть характер, история, каждая сюжетная линия добавляет новые уровни смысла.

Соперники — это постирония на телевидение и самоирония создателей сериала. Конец 80-х стал вехой в истории телевидения. В это время начинают прорастать стриминги, которые еще так не называются, но где-то там есть кабельный канал НВО.
Атмосфера в высшей степени неполиткорректна, токсична. Она гиперболизирована телевизионным полем. Несмотря на дикую креативность и работоспособность, эти люди, манипулируя эмоциями миллионов, изобретают идеальные иллюзии, но сами приобретают невероятный цинизм, беспощадность и безнравственностью. И даже идиллическая реальность Ратшира контрастирует с гладким телевидением Кориниума, которое гипнотизирует публику своими яркими заставками, милыми мордашками, никакой политики, никаких острых тем, только «традиционные ценности преподобного Пенни».
Одна из забавных аллюзий на современное телевидение — премиальное мыло лорда Тони сельская драма «Четверо мужчины пошли косить». Голубоглазые фермеры орудуют косами в полях, работая голыми по пояс… как капитан Росс в сериал «Полдарк», где Тернер играет главную роль.«Кто знал, что пахотное земледелие может быть таким сексуальным?» — говорит один из персонажей.
Каждая серия, как и положено в жанре, состоит из праздничного обеда, перерастающего в пьяную вечеринку, где собирается весь бомонд, страстной откровенной сцены в экзотическом месте, например, в туалете Конкорда и грандиозного скандала, а иногда это решают совместить.
Бурлеск первых серий постепенно разрушается, проглядывает неприятная сторона блеска, денег, власти и в конечном счете безнаказанности. И существуют ли красные линин в битве двух уязвленных эго?
В сериале соблюден идеальный баланс, несмотря на обилие сцен секса, токсичных шуток, он никогда не делается злым, никогда не скатывается до банального мыла, и всегда остается пикантным, остроумным развлечением.
«Соперники» — это идеальное блюдо, которое надо подавать на телевидении. В нем не тухлого морализаторства и обид на прошлое или настоящее, оно позволяет осмыслить унылую современность сквозь освежающую иронию на самих себя. И почему о серьезных вещах нельзя рассказать забавно и весело?
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com