Сериал «Фоллаут» — альтернативный конец света в стиле 50-х
Сериал «Фоллаут» — удачная адаптация Амазон не только для любителей игр, созданная Женевой Робертсон-Дворет и Грэмом Вагнером

Сериал «Фоллаут» — самая успешная и умная адаптация по видеоигре на апрель 2024 года. Амазону пока не везло с хитами. Стриминг диверсифицировал в жанры и темы, значительно увеличив качество твшоу. Он даже попытался создать свою «Игру престолов», выпустив ряд фэнтези «Колесо времени», «Властелин колец», но фортуна не была благосклонна.
В то время, когда игра «Фоллаут» вышла на рынок в 1997 году, постапокалиптическая тематика в кино и на телевидении не была так распространена, но сейчас каждый уважающий себя стримир выпустил постапокалиптический триллер. Тем не менее Амазон приобрел права на экранизацию, пригласив Женеву Робертсон-Дворет и Грэма Вагнера в качестве шоураннеров проекта, и 10 апреля вышла первая серия «Фоллаут». Сериал выстрелил, критики и публика единодушны — на агрегаторе «Гнилые помидоры» он имеет рейтинг 93%, на IMDb — 8,6, и это за две недели.
Сейчас «Фоллаут» разрослась на спин-оффы и ответвления, что подарило создателям шоу, а также Джонатану Нолану и Лизе Джой(они стали сопродюсерами, а Нолан снял как режиссер три первых эпизода) играть с сюжетом. Они создали оригинальную историю внутри игровой вселенной — яркий аутентичный мир и живых персонажей.
Действие происходит в постапокалиптическом мире ядерного взрыва, с момента которого проходит чуть более 200 лет. Люси, одна из немногих привилегированных обитателей Убежища 33, преспокойно жила со своим отцом, смотрителем Убежища и младшим братом, никогда не выходя на дикую поверхность Земли, ставшей Пустошью. Убежища — это огромные подземные бункеры, построенные перед «Великой войной» могущественной компанией под названием «Волт-Тек». Они представляют собой идиллические сообщества, в которых сохранились демократические ценности, выборы, американский оптимизм, и построенны они на социалистическом принципе-лозунге «От каждого по способностям, каждому по труду».
Люси, девушка на выданье, вступает в договорной брак с женихом соседнего Убежища 32, ее потомки должны вернуться на землю и строить новый дивный мир. Но свадьба заканчивается вторжением рейдеров, которые похищают ее отца Хэнка Маклина (Кайл Маклахлан). Девушка отправляется на поиски в незнакомую Пустошь. Так начинается одиссея, наполненная приключениями, открытиями, знанием. И хотя она плохо подготовлена к опасностям внешнего мира, но наивность и «стальной моральный стержень» Золотого правила защищает ее от опасностей и ошибок. Но не ей одной предстоит совершить метафорический путь героя.

Она сталкивается с гулем по имени Вурдалак (Гоггинс), подвергшегося радиации мутанта и получившего благодаря ей неуязвимость и долгожительство. Замыкает тройку главных героев — Максимус(Аарон Мотен), выросший в Пустоши сирота, принятый в члены Братства Стали, военно-рыцарский орден, собирающий технологические остатки. Линии героев пересекаются, так как троица ищет ценный артефакт, каждый для личных целей.
Актерский ансамбль — сильная сторона сериала, как и ставка на персонажей. Несмотря на то, что они выстраиваются в логике игры «положительный-нейтральный-злой», актеры, Элла Пернелл в роли неунывающей Люси, Аарон Мотен как растерянный Максимус, задают им эмоциональную сложность и моральный выбор. Уолтон Гоггинс чрезвычайно симпатичен в роли отвратительного антигероя гуля.
По признанию фанатов, сериал «Фоллаут» сделан детально и уважительно к Игре. Отсылки, пасхалки появляются в нужных местах и в нужное время. Сериал использует вселенную «Фоллаут», чтобы развивать свой непривязанный и оригинальный сюжет. Он сбалансирован, последователен, напряжен и никогда не теряет темпа, остается верен игровой сути, все происходит в условной, ненастоящей вселенной со своей логикой и правилами, но в своем послании отходит от нее все больше.

Адаптация намного умнее своих предшественников — несколько переоцененной семейной саги «Одни из нас» (в этом есть некая слабость, никогда не знаешь, к чему тебя это приведет). Сериал цепляет ненавязчиво современность.
Кризис идей в социальных науках, разочарование в демократии — эти настроения носятся в воздухе и отражаются на теле-кино-среде. Не только нам, современникам, переживающих волну варварства, насилия и лжи, кажется, что катастрофа — единственный выход из положения и единственный путь, к которому идет человечество. «Киношный» постапокалиптический мир представляет собой тюремный психологический эксперимент Зимбардо, где люди, лишенные власти государства, превращаются в неуправляемую толпу варваров, зацикленные на выживании и готовые мучить и убивать себе подобных. Этот мир сочетает в себе определенное количество сюжетов — секты, диктатуры с дедовщиной и военным коммунизмом, лаборатории с жестокими экспериментами на людях и животных, после которых на свет выползают чудовища.
«Фоллаут» преподносит это в форме уютных улыбчивых 50-х. Выбор времени обусловлен ностальгией, которая охватила стареющий социум Земли. Все забыли за элегантными платьями, ростом потребления и беби-бумом, что пятидесятые несли страх и гонку вооружений, перешедшие в карибский кризис. Красная паника, маккартизм, строительство бункеров и убежищ реально существовавшие события того времени. А также разлитое в воздухе экзистенциальное напряжение и ощущение неизбежной ядерной войны.
Ретро-футуристический стиль игры помогает сериалу быть ненастоящим и придавать повествованию абсурдный, местами гротескный, ироничный подтекст. Старые громоздкие компьютеры и черно-белые телевизоры соседствуют с источниками ядерной энергии, регенерирующей медициной. Мир как будто застрял в 50-х, наша надежды на прогресс и просвещение рухнули. Насилие гиперболизировано, оно кроваво, но выглядит мультяшно, обесцениваясь под душевные и милые песни-хиты Эллы Фицджеральд и Бинга Кросби.
История о том, что случилось с несчастной планетой, идет на примере трагической судьбы гуля Вурдалака. Он безусловный стержень сериала. Ретроспекции в прошлое рассказывают, что он был известным актером Купером Ховардом, играющий благородных ковбоев и шерифов Дикого Запада.
Он предстает как успешный аполитичный актер. Его падение начинается, когда он идет на уступки жене, которая работает на компанию «Волт-Тек», и становится лицом бренда. И после ядерной катастрофы он превращается разочарованного и беспощадного гуля, оказываясь тем самым охотником за головами, беспощадным ковбоем Дикого запада. Представить голливудскую интеллектуальную элиту в образе Купера-Вурдалака, постепенно деградирующего мутанта, выглядит саморефликсивно и иронично со стороны создателей шоу.
Шоу, высмеивая капитализм и большие технологии, склоняется в обвинение(пока) последних, делая козлом отпущения большие корпорации. И кажется, такое направление ограничивает послание сериала, призванного вложить свой вклад в «перезагрузку» общественного дискурса. Пока подводя итог первого сезона и обобщая негативный опыт современности, — деполитизированный циничный постмодернизм привел к ужасным последствиям — вечная война, которая не меняется.
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов
Иллюстрации: imdb.com