«Новый папа» в поисках смысла
Новый год начался с сериала «Новый папа». Роль еще одного претендента на папский престол сыграет Джон Малкович

«Молодой папа», созданный Паоло Соррентино, был одним из лучших, провокационных и странных телевизионных шоу в 2017 года и эстетическим удовольствием.
Продолжением стал сериал «Новый папа», который уходит от индивидуального христианского мифа и становится метафорой современной картины миры. Ключевой идеей становится понятие многомерности мира и отсутствия ответов на вечные вопросы. Режиссёр на протяжении сериала не договаривает, создает дилеммы, множит смыслы и темы — жадность, секс, вера, несправедливость, неравенство и коррупция. Здесь нет явного героя или антагониста, здесь перемешивается светское, обыденное и трансцендентное.
Одна из особенностей — это двойники. Почти у каждого главного героя есть двойник: новый папа Иоанн Павел III, потерявший брата-близнеца, Воелло(Сильвио Орландо), борется за папский престол с человеком, похожим на него. И конечно, два папы, Пий XIII присутствует, как незримый образ вначале и во плоти в конце. Двойники рождают отсылки к истокам христианским архетипам и древним мифам о близнецах. Считается, что двойничество в культуре характеризует переходные периоды истории, кризиса и слома старых ценностей. И является метафорой амбивалентности мира.
Пий не умер. Он в коме, перенес как минимум три пересадки сердца. Прогноз врачей неблагоприятен, поэтому собирается конклав кардиналов, чтобы выбрать нового папу. Соррентино на примере церкви иронизирует над ненадежностью всякой власти, ее зависимости от личности. Воелло ошибается в очередной раз, выбирая мягкотелого Франциска, который почувствовав могущество папского престола, приводит в Ватикан орден молодых и сильных войнов-францисканцев, чтобы ликвидировать богатство Ватикана и отдать все это бедные. По воле божьей или иных неизвестных сил, Франциск оказывается «халифом на час».
Появляется кардинал Брэнэкс, который нравится всем — и госсекретарю, Воелло, и пиар-менеджеру Софии, и прессе, и простым прихожанам. Он также автор Срединного пути, человек с безмерным чувством вины, которое роднит его с Ленни Белардо. В юности Джон стал причиной гибели брата-близнеца, так как был под действием наркотиков. После трагедии родители отвергли его. Чувство вины настолько сильно, что парализует его, он в итоге не в состоянии принимать решения.
А церковь, как и весь мир, не перестает лихорадить: появляются антихристианские угрозы, правительство стращает налогами, монахини бастуют и требуют равных прав, грозят грязные разоблачения в коррупции. Кажется, что ситуация требует решительных действий, но нет…

Уязвимость Джона Брэннокса и его травма становится выходом для всех нас. Он тот, кто понимает тех, кто был выброшен на обочину жизни, отвергнутый обществом и судьбой. Многие несут в душе неприятие другими, недолюбленность и невнимание близких, обиду, чувство вины. Так папа Иоанн Павел III становится одним из нас. Он — редкая тонкая фарфоровая чашка, готовая треснуть и разбиться, его хрупкость — это наш мир под экологической или военной угрозой и человеческая душа, разрываемая противоречиями и сомнениями.
Конечно, Пий XIII и Иоанн Павел III противостоят. Как черное и белое, старое и молодое, хрупкость и натиск. В этом поединке при том, что Иоанн никогда не конфликтует и готов уступить, победила старость, слабость и эмпатия. Иоанн возвращает Пия тринадцатого и нас на срединный путь простых, но важных шагов. Неважно, кто ты бог или святой мученик, антихрист или шарлатан. Важно — человек ли ты.
Пия XIII слишком амбициозный и слишком святой, слишком сексуальный и харизматичный, слишком жесткий. Его желание возродить церковь, чудеса и трансцендентный опыт порождают фанатиков. Во главе с одинокой женщиной в красной толстовке молчаливые демонстранты спят на земле и слушают радиостанцию, транслирующую каждое дыхание Ленни. К ним примыкает Эстер, которая истратила возможности зарабатывать, рассказывая о чудесах Пия и ублажая богатых людей. Ленни пытается запугать, вызвать возмущение или даже войну. Обвиняя по привычки исламских террористов, корень зла таился в самих радикальных идеях и непримиримости Пия XIII. Фанатики становятся главными злодеями в сериале.
Главное понятие сериала «Новый папа» — Срединный путь. Путь человека, путь сомнений и отчаяний, ошибок и инсайта, путь к самому себе. Сейчас время сознательного выбора срединного пути. Нам не подходит святость, за ней скрывается бездушие, нам не подходит море крови и насилие — его было достаточно в двадцатом веке. Время великих пап или харизматичных лидеров прошло. Наступил мир середняков, умных прагматичных середняков как Воелло, может быть со своими слабостями — фанатичной преданности к футбольной команде Наполи, но по сути доброго человека, человека компромисса и переговоров.
Рассматривать композицию кадра Соррентино — это отдельное удовольствие. Визуальный ряд безупречен и продолжает тему смещение и взаимопроникновения смыслов. Живописная классика эпохи Возрождения граничит с неоновыми светом, хитовыми саундтреками.
Соррентино, прячась за образами главных героев Пия XIII, Иоанн Павел III и Воелло, произносит пронзительные, искренние слова о любви, доброте, уязвимости и святости каждого человека.
Это глубокое, провокационное, иной раз шокирующее, изысканное, восхитительное шоу, которое постаралось рассказать о кризисе католической церкви, как общем поиске идентичности в современном мире.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com