Настоящий детектив: Ночная страна как феминистская версия сериала
После пятилетнего перерыва франшизу «Настоящий детектив» возглавили сценарист Исса Лопес, Джуди Фостер и Кали Рейс

Говоря о сериале «Настоящий детектив», вспоминают первый сезон. Именно он сделал антологию культовой. Главных персонажей сыграли талантливые актеры Вуди Харрельсон и Мэттью Макконахи. Измученные собственными рассуждениями они блуждали по болотам Луизианы в поисках банды педофилов, так и не добившись справедливого возмездия для жертв. Но псевдофилософских разговоров хватило только на один сезон. Второй был быстро забыт, третий — недооценён, франшиза начала затухать.
Сначала Кэри Фукунага, режиссер первых трех сезонов покинул проект, так как разошелся во взглядах с создателем шоу Ником Пиццолатто. Который тоже не заставил себя долго ждать, приняв более выгодное предложение от FX.
После слияния и закрытия многих перспективных проектов НВО, теперь Макс, решает возродить «Настоящий детектив» и приглашает на четвертый сезон Иссу Лопес. Она мексиканский режиссер и сценарист. До своего дебютного режиссерского хоррора «Тигры не боятся», который получил пятьдесят одну награду на кинофестивалях по всему миру, она писала «мыльные оперы» на мексиканском телевидении.
У Лопес были наброски своего нового проекта, но НВО убедил ее продолжить антологию «Настоящий детектив». Исса Лопес написала пилотный эпизод, возглавила команду сценаристов и руководила съемками всех эпизодов. Она привнесла свое видение, соединив ужасы и преступление. Для проекта собралась талантливая творческая команда. Оператор-постановщик Флориан Хоффмайстер, получивший в Оскар за фильм «Тар». Оскароносная актриса Джуди Фостер и дебютантка на телевидении Кали Рейс.
Начинающая актриса дебютировала в инди-фильме «Заложница: Найти пропавшую». Фильм получил приз зрительских симпатий на кинофестивале Tribeca 2021 году, а также номинацию на премию Indie Spirit Award 2022 года за лучшую женскую роль. Это привлекло внимание продюсеров «Настоящего детектива». Рейс наиболее известна как профессиональный боксер, выигравшая чемпионаты мира в нескольких весовых категориях.

Несмотря на то, что франшиза обязывает сохранять тон и атмосферу антологии, соединять сезоны нитями и отсылками, но все же направление сериала изменилось. Лопес использует завязку из фильма «Нечто» Карпентера(фанаткой, которого она является) и реальные факты инцидента на перевале Дятлова.
Действие перенесено на Аляску, в вымышленный городок Эннис. Когда тьма полярной ночи накрывает городок, происходит странное событие, пропадают восемь ученых с научно-исследовательской станции ЦАЛАЛ/TSALAL. Позже застывшую скульптуру из тел находят замерзшей во льдах. Ее транспортируют в ледовую арену, где она размораживается несколько последующих эпизодов.
Расследование занимается шеф местной полиции Лиз Дэнверс. Появляется патрульная Эванджелин Наварро. Она связывает инцидент с учеными с убийством Энни Коуток, местной сумасшедшей акушерки из коренного народа инупиаты, которая выступала против горнодобывающей компании Silver Sky Mining. Наварро перевели в патруль из-за одержимости делом и превышении полномочий. Детективы объединяются для совместного расследования.
Среди гигантских снежных пустынь, раскинутых вокруг Энниса, ютится городок как последний островок цивилизации, в котором, как в соленом растворе концентрируются все беды общества. Проходят экологические протесты против шахты, которая своими выбросами уничтожает все живое и неживое — умирают младенцы, а из крана течёт чёрная вода. Сообщество коренных народов борется за идентичность и право жить. Коррупция во всех государственных структурах и крупном бизнесе.
Обстановка в городке напряженная, так как предприятие дает работу многим жителям Энниса. Здесь все друг друга знают, переплетаясь множеством романтических и родственных связей. Но также верен факт, что сюда едут люди, имеющие тёмное прошлое, скрывающиеся от закона, или мечтающие сбежать от цивилизации, и до этого нет никому дела. Пережить бы депрессивную полярную ночь с ее призраками и экзистенциальным ужасом.
«Ночная страна» — самый феминистский настоящий детектив, который только можно придумать. Он вызвал отторжение у части фанатов и привел к непрофессиональному высказыванию продюсера Ника Пиццолатто(который, кстати, остался в списке исполнительных продюсеров, и как следствие получил авторские отчисления). Но сезон сказал то, что так и не смог выразить первый — глубоко укоренённом женоненавистничестве, фемициде, и который скрывал свое бессилие, эгоизм, токсичность за высокопарными словами. Кстати, Пиццолатто «творчески использовал» многие любимые фанатами диалоги у другого автора.
Четвертый сезон — антитеза первому.
Если первые сезоны объединяет время, действие прыгало из настоящего в прошлое, то концепцией четвёртого сезона становится пространство, бескрайние ледяные пустыни Арктики выступают как персонаж. Какое уж здесь время, когда вы находитесь там, где оно исчезает.
И если первый опирался на философский словарь, то четвертый — намеренно заземлен.
Он также опирается на силу двух главных персонажей, которые соответствуют мощным талантам актрис. Как персонажи, Наваррро и Дэнверс займут свое место в галерее, созданных телевидением образов умных, независимых женщин. Но они находятся в противовесе двум детективам из первого сезона. Нигилизм и разочарование Раста Коула сменяет рационализм и стойкость Лиз Дэнверс, а обывательский конформизм Мартина Харта — магический реализм Эванджелин Наварро. Коул и Харт выступали соперниками. Лиз и Наварро образуют сплоченную пару. Несмотря на свои сильные, независимые характеры, они сотрудничают, уважая друг друга. Цельность натуры говорит не об идеальности героинь, а об их принятии своих несовершенств, уважения к ним. В их отношениях есть искренность и честность.
Первый строился на образе антигероя Раста Коула и харизме актера Мэттью Макконахи. Но время хотя и круг, но неумолимо движется вперед. Тема мечущегося и страдающего от пьянства и философии персонажа иссякает в двадцать первом веке. Практический стоицизм Лиз Денвер противостоит ницшеанству Раста Коула.

Феминизм, так взбесивший фанатов и Пиццолатто, здесь очень к месту и связан с личным опытом Иссы Лопес. Как автор, она вынесла на общественный дискурс наболевшие вопросы — насилие продолжает поглощать людей и имеет институциональные корни. Такая бурная реакция, безусловно, является приметой нашего времени, когда любое действие, высказывание, декларация становится политическим.
Важный смысл детектива как жанра — это поиск и восстановление справедливости. В «Настоящем детективе» полиция терпела поражение в борьбе с коррупцией, системой. Лопес переворачивает паттерн.
Денвер и Наварро занимают активную позицию, понимая тщетность и ничтожность действий в противостоянии мощной государственной и корпоративной системе, но предполагающие сделать все возможное.
Героини берут ответственность, действуя в серой зоне, поступая не так, как должны, а, так как надо по справедливости. Главным критерием этого понятия, которое часто размыто и непонятно, становится — жизнь. В сериале она принимает форму духа матери Земли Седну, выражая надежду на высшую справедливость, которая обязательно должна восторжествовать.
Мир «Ночной страны», покрытый мраком, делится на реальное и иррациональное. Символически это связано с подсознанием человека, невидимой стороной, скрытыми тайнами, задавленными эмоциями и чувствами. Это решается в зависимости от персонажа. Для Денвер — задавленные травмы, Наварро — ментальные расстройства, а также общими архетипическими образами старых мифов и сказок.
Лопес играет с символами собственными и из первого сезона. Иногда они созданы как приманки, и не несут никакой смысловой нагрузки. Возможно, такой прием намерен. Он опустошает знаки, в которые люди вкладывают слишком много смысла. Вся мистика находит жестокое и тривиальное объяснение. Не всегда автору сериала удается балансировать в этой двусмысленности между низвержение символов и придумывании нового смысла. Переход от сверхъестественного к трансцендентному не произошел.
Забавная фраза, позаимствованная из первого сезона и гиперболизирована в четвертом «ты задаешь не те вопросы», может быть обращение к нам как зрителям и обществу, запутавшемуся в непонимании мира, реальности.
Сезон неидеальный, может быть, но он и не должен быть таким. Есть моменты, которые ослабляют всю серию.
Возникшая скандальность вокруг сезона повлияла негативно и, возможно, лучшим вариантом для сериала «Ночная страна» было бы стать самостоятельным произведением и не привязываться к антологии «Настоящий детектив». Но стример MAX решил иначе, он продлил контракт Иссы Лопес и соответственно, сериал на пятый сезон.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com