Драма о Смуте «Ничего не говори» переосмысливает прошлое
Мини-сериал «Ничего не говори» — адаптация научно-популярной книги журналиста Патрика Раддена Кифа

Сериал «Никому не говори» — экранизация бестселлера Патрика Раддена Кифа. Книга основана на реальных событиях, которые происходили в Белфасте Северной Ирландии и охватывает три-четыре десятилетия с 1970 до 90-х и до начала 2000-х. «Ничего не говори/Say Nothing» вышла в 2018 году, После четырёх лет исследований, семи поездок в Ирландию и интервью с более чем 100 людьми.
Она получила Национальную премию книжных критиков за документальную литературу, а также премию Оруэлла за политическую литературу и была включена New York Times в число «20 лучших книг XXI века».
Это произведение со сложной, но хорошо сбалансированной структурой — исторические события, воспоминания, ретроспективы и современное время — всё заворачивается детективную обертку с вопросом «Кто убил Джин Макконвилл?».
Документальная история оживает, когда рассказывается через судьбы людей по обе стороны конфликта: сестры Прайс, Джерри Адамс(Джош Финан/Майкл Колган), Брендан Хьюз(Энтони Бойл/Том Вон-Лоулор) и Джин Макконвилл(Джудит Родди) и её дети.
Сериал «Ничего не говори» условно делится на две части: события Смуты и послевоенная жизнь. И акцентируется на двух паралеллельных арках — жизнь сестёр Прайс и похищение Джин Макконвилл, вдовы и матери 10 детей из западного Белфаста. Она стала одной из похищенных ИРА и бесследно пропавшей. Впоследствии ИРА оправдывалась, говоря, что она была информатором (хотя никаких доказательств этому нет). Однажды вечером в декабре 1972 года к ней в дом вломились несколько человек в масках, запихнули в фургон, и больше её никто не видел живой. Дети-сироты (их отец умер от рака до её убийства) много лет боролись за справедливость.
Сериал перескакивает во времени, так как частично построен на воспоминаниях Долорс Прайс. Она стала участницей Бостонского проекта. В 2001 году журналист Эд Молони и Уилсон Макартур(интервьюировал лоялистов), писатель Энтони Макинтайр, бывший заключенный ИРА(соответственно республиканцев), пытаясь разобраться в конфликте, записали серию откровенных интервью с участниками конфликта в Северной Ирландии при условии, что оно не будет обнародовано до их смерти (оно, кстати, было нарушено).
Автор книги Патрик Кифф является сценаристом и исполнительным продюсером сериала. Он один из самых известных авторов и журналистов-расследователей в Америке. Кифф был обозревателем в журнале The New Yorker и сейчас ведёт свой подкаст Wind of Change. Кроме «Ничего не говори», он написал серию бестселлеров о прослушке спецслужб «Болтовня: сообщения из тайного мира глобального прослушивания», и о семье Саклер, распространившей наркотик по всей стране «Империя боли: тайная история династии Саклер».
Патрик Кифф работал совместно с шоураннером проекта Джошуа Зетумером. Процесс написания сценария для сериала «Ничего не говори» занял пять лет. Многие актеры и члены съёмочной группы родом из Ирландии и тем или иным способом соприкасались с событиями в Ирландии, в том числе Лола Петтикрю и Хейзел Дуп, Энтони Бойл. Творческой команде была дана полная свобода и инициатива вносить изменения, чтобы сделать сериал более достоверным и аутентичным. Руководил съемками ирландский режиссер Майкл Леннокс, наиболее известный по работе над сериалом «Девочки из Дерри/Derry Girls».

Сериал переосмысливает исторические травмы и затрагивает многие и многие нерешённые до сих пор вопросы и темы, которые вновь актуализировались в мире, полном войн и насилия.
Он, конечно, вызвал резонанс в Ирландии и Британии, разбередив старые раны. Но с точки зрения всемирной истории события в Ирландии не были самыми кровавыми, если такое сравнение уместно, погибло за три десятилетия 3500 человек.
Конфликт был последствием долгой колониальной истории Ирландии, с религиозным разделением и привилегированным положением более близких к власти слоям общества.
Официально война закончилась в 1998 году подписанием Соглашения Страстной пятницы. Однако последние британские войска были выведены только 2005 году. Длительность конфликта и его продолжающееся влияние на общество говорят сами за себя. Даже название событий иллюстрирует различные точки зрения. В Британии принято название Смута, в Ирландии — гражданской войной, а в контексте марксизма-ленинизма это было народно-освободительным движением за независимость или суверенитет.
Несмотря на то что Смута, можно сказать, являлась локальным конфликтом, но как в зеркале, в нем отражаются универсальные темы и проблемы. Как мы, в зависимости от того к какой части общества принадлежим, воспринимаем исторические события. Стоит ли выбирать путь насилия? Как бороться с системным насилием? Каковы последствия этого? И есть ли войны, в которых нельзя выиграть? Где справедливость и что это такое? Как жить в разделённом сообществе? Возможно ли исцеление от травм прошлого?
Сериал избегает морализаторства, старается быть объективным — ничего не замалчивать и не принимать ничью сторону, нет ни хороших, ни плохих. Просто люди, попавшие под колёса истории. Но благодаря этому, видно, как они принимают решения, как ком насилия разрастается и подминает под себя всех. Хотя нетрудно уловить симпатию к Долорс Прайс, но сериал относится сочувственно ко всем персонажам.

Сестры Прайс Долорс(в молодости Лола Петтикрю, взрослая версия Максин Пик) и Мэриам(Хейзел Дуп) выросли в республиканской семье. Их судьба была предрешена. Родители — члены ИРА «на пенсии». Отец рассказывал вместо сказок про принцесс историю ареста и как смешивать самодельные взрывчатые вещества. С ними жила тётка, которая осталась без рук, неудачно обращаясь со взрывчаткой. Долорс была старшей, талантливой и яркой девочкой, притягивающей внимание, Мэриам тянулась за ней, её революционный талант проявился позже. Долорс хорошо рисовала и планировала поступать в университет Дублина.
Пока дочери сопротивляются давлению отца, не хотят связывать себя с ИРА. Но обстановка вокруг накаляется. Участие в мирном протесте заканчивается погромом при равнодушии полиции. Введение британских войск выталкивает их на передовую.
Ирландское сообщество сплочённое, здесь все друг друга знают, и вряд ли встретишь человека незнакомого с ИРА, хотя это не единственная группировка в Ирландии, но самая агрессивная и известная. Часть людей поддерживала ИРА, другие были её членами, третьи — её боялись. Законы в ней были суровыми, сродни секте или мафии, можно войти, но нельзя выйти. За любые нарушения негласных правил жестокие наказания и смерть. ИРА не брезговала никакими методами, осуществляла взрывы, убийства, похищения, угоны, вымогательства и грабежи. Впрочем, это была грязная война с обеих сторон.
Стихотворение «Whatever You Say Say Nothing», написанное Шеймусом Хини, дало название книге и сериалу и отражает это двойственное состояние общества в то время — страха, противостояния, пропитанное культурой молчания.
Девицы Прайс эмансипированы и рвутся в бой. Местный лидер ИРА, Джеймс Адамс, который, как утверждает титр в конце каждого эпизода «Никогда не принадлежат организации», использует романтический революционный порыв «для общего блага».
Вначале своего пути в ИРА сестры по молодости лет не в состоянии понять масштаба последствий своих действий, для них это бравада, перемешанная с гангстерскими фильмами и героизацией прошлого национально-освободительного движения.
Война затягивает сестёр все больше и больше и требует всё больше жертв и отдачи.
Сестры Прайс участвовала во взрыве автомобиля в Олд-Бейли в 1973 году, в результате которого пострадали более 200 человек. Они были арестованы и провели в тюрьме 8 лет. Они выдержали голодовку и насильственное кормление. Свою роль сыграло очарование репрессиями, жертвенностью и мученичеством, которое пронизывает ирландскую культуру.
На этом условно заканчивается первая часть сериала, которая представляла собой напряжённый триллер-боевик. И начинается драма, посвященная борьбе с прошлым Долорс Прайс. Сестры на свободе, но… За это время жизнь ушла вперёд, она изменилась, где Прайс оказались не у дел. Их крепкая дружба, сестричество, которое помогало выжить и выдержать практически пытки в тюрьме, разваливается. Они расходятся во взглядах, Долорс отказывается от насилия, а Мэриам продолжает поддерживать радикальные методы борьбы.

Война, наконец, закончилась, подписано мирное соглашение. Сестры, как и многие активисты, не приняли это решение. Но причина была не в том, что они хотели и дальше сражаться за независимость и объединение Ирландии. Экзистенциальный кризис усугубляется. Поколение, таких как Прайс, хотя и признавались за героев, чувствуют себя опустошёнными. Высокие слова о свободе, жертвенности, патриотизме и борьбе за правое дело оказались напрасными и бессмысленными. Она говорит в начале сериала: «Всю свою жизнь я думала, что вступление в ИРА — это самое благородное дело, которое может сделать человек. Тебя учили, что ты сражаешься во имя народа, что за тобой стоит всё сообщество».
Но твои поступки, которые ты, может быть, не хотел совершать, но сделал, потому что так было нужно ради высокой цели, останутся с тобой, а не с теми, кто приказал тебе это сделать. Твоя совесть будет болеть и мучить тебя. Последующая жизнь Долорс Прайс — это путь саморазрушения, сожалений и разочарований. Тогда она решает нарушить табу «молчания», и соглашаясь на интервью Бостонского колледжа.
Есть прошлые исторические события и человеческие травмы, неправильные жестокие поступки, приведшие к трагедии, разрушению. Говорить об этом больно, но оказывается это единственным выходом к прощению, исцелению, примирению. Говорить.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com