Нетфликс — имя нарицательное или как Нетфликс стал нетфликсом
Нетфликс изменил то, как мы смотрим сериалы.
Стримингу удалось сделать то, о чём мечтали и мечтают диктаторы — властвовать над миром и умами миллионов людей
Можно любить или ненавидить то, что делает Нетфликс, но нельзя отрицать тот факт, что он влияет на кино-сериальную культуру.
В первой части рассказ Нетфликс от компании по прокату видеофильмов до гиганта, диктующего тренды
Отцы-основатели

Всё началось в 1997 году в небольшом калифорнийском городе Скоттс-Вэлли в округе Санта-Крус, когда Рид Хастингс и Марк Рэндольф стали соучредителями компании Нетфликс.
Они не были друзьями, скорей партнеры.
Рид Хастингс имеет инженерное образование и работал в различных технологических стартапах и лабораториях. Он основал ИТ-компанию Pure Software.
Марк Рэндольф — маркетолог, занимавшийся рекламной почтой, каталогами, распространением журналов и т. д.
По их словам, идея пришла, когда они вместе ездили на работу в Кремниевую долину в течение примерно четырёх месяцев тогда в компанию Pure Software.
У Хастингса есть красивая версия, которую он часто рассказывает в интервью. Он получил штраф в размере 40 долларов за то, что взял напрокат фильм «Аполлон-13» у компании «Блокбастер» и вернул его с опозданием в шесть недель.
Более прозаичная и реалистичная версия у Марка. Рид был генеральным директором компании Pure Atria, а Марк — её вице-президентом по корпоративному маркетингу. Надвигалось слияние. Хастинг собирался продать Pure Software компании Rational Software и начать новый бизнес. Но на горизонте не было других предложений. Поэтому возникла идея о совместном деле.
По дороге на работу они обсуждали варианты, связанные с онлайн-продажами, но что-то отличное от Амазон, с которым конкурировать невозможно. Одна из них была подписной услугой на индивидуальный шампунь. Другая — корм для собак, специально разработанный для вашего питомца. Третья — индивидуальные спортивные товары. И последняя — прокат видео по почте, была самой заманчивой, так как Марк имел опыт почтовой рассылки. На рынке появились DVD диски, которые должны были заменить неудобные большие кассеты. Тогда будущие партнеры зашли в магазин, купили диск с лучшими хитами Пэтси Клайн и отправили его по почте. Конверт благополучно прибыл, а идея сработала. Так появился Нетфликс.
Рэндольф дал название компании, разработал её первоначальный пользовательский интерфейс, брендинг и исполнял обязанности генерального директора в течение первого года. Он внедрил подписку. Этот стратегический шаг оказался очень удачным.
Марк Рэндольф мечтал построить собственный стартап. Рид хотел быть инвестором, а не основателем. Но получилось всё наоборот.
Тот Нетфликс, который мы знаем, стал таким благодаря Риду. Его стратегия и видение превратили веб-сайт с DVD дисками в потокового гиганта. Как лидер, он показал колоссальную способность адаптироваться и учиться на ошибках. использовать любую возможность, чтобы решить проблему, не теряя курса.
Марк ушёл из компании в 2003 году. Как это произошло, читайте в разделе о корпоративной культуре Нетфликс. Он сейчас занимается наставничеством других предпринимателей, мечтающих о своём стартапе. Марк написал книгу «Это не сработает. История создания Netflix, рассказанная её основателем».
Подписка и алгоритмы

Название компании происходит от объединения «net» от internet и «flix», сленговое слово в американском английском, означающее «фильм». Нетфликс представлял собой веб-сайт с каталогом фильмов, заказать которые можно лежа на диване, затем через почту диск доставлялся на дом.
Потом Нетфликс внедрил подписку с неограниченной арендой за фиксированную ежемесячную плату без штрафов за просрочку.
Подписка стала основной бизнес-моделью и заработком стримера. Нетфликс зависел от числа подписчиков, где контент — это наше всё. Даже на сегодня это единственная платформа, которая не имеет дополнительного дохода(хотя сейчас это не совсем верно. Компания продает мерч, проводит мероприятия и впустила рекламу в фильмы и сериалы), как, например Дисней с его парками развлечений или Амазон и технологический Apple. Это определило стратегию стримера — увеличение подписчиков и контента любой ценой.
Технологии сыграли в этом одну из главных ролей.
В 2000 году был введён алгоритм Cinematch, система рекомендаций, которая отслеживала предпочтения пользователей. Он также упрощал логистику, управляя запасом DVD-дисков компании.
Нетфликс не прекращает искать продвинутые способы улучшить алгоритм. В 2006 году Netflix предложил 1 миллион долларов разработчикам. Стриминговый сервис предоставил обучающие данные со 100 480 507 оценками, которые 480 189 пользователей поставили для 17 770 единиц контента.
Компания инвестировала и инвестирует в машинное обучение и искусственный интеллект. Сейчас это сложная система, включающая в себя:
- Анализ поведения — учет времени просмотра, устройства, языка и других факторов
- Коллаборативную фильтрацию — анализ предпочтений пользователей с похожими вкусами.
- Контентную фильтрацию — рекомендации на основе характеристик фильмов и сериалов (жанр, актеры, режиссеры).
- Гибридные модели — сочетание нескольких подходов для повышения точности рекомендаций.
- Глубокое обучение — использование нейросетей для предсказания предпочтений пользователей.
Нетфликс рос экспоненциально и к 2001 достигает миллиона подписчиков. Соответственно увеличились доходы, которые позволили компании развиваться семимильными шагами.
В 2007 Netflix начинает потоковую передачу контента. Компания давно наблюдала за развитием технологий в этом секторе и уже подумывала транслировать фильмы через игровые консоли. И здесь Нетфликсу повезло пропустить этот пустой шаг, скорость интернета возросла, что позволило запустить фильмы для онлайн просмотра. Среди стриминговых платформ он стал первой такой компанией, не считая YouTube.
Международная экспансия

Первые признаки замедление уровня подписчиков подтолкнули к мировой экспансии. Стриминг стал одним из первым, кто использовал глобализацию как способ расширения аудитории и контента. Этот процесс не был мгновенным, но достаточно быстрым. За семь лет количество стран возросло до 190. Но стриминг проверял каждый шаг.
В 2010 году Netflix выходит на международный уровень, начав с Канады. Страна близка в языковом и культурном отношении.
Далее была Бразилия и страны Латинской Америки. Покорение Европы началось с Великобритании, затем присоединились страны Северной Европы. В 2015 году Нетфликс появился в Австралии, Новой Зеландии и Японии.
Однако Нетфликс не ограничивается лицензированием контента. Переломным моментом становятся громадные инвестиции и создание производственных центров в разных странах мира.
В Южной Корее опыт Нетфликс был одним из самых успешных.
Интерес к Южнокорейскому кинематографу, который и так набирал обороты, был подогрет «Паразитами», снятого известным Пон Чжун Хо. Фильм вышел в 2019 году, он выиграл 4 Оскара из 6 номинаций. Нетфликс продюсировал фильм режиссера Пон Чжун Хо 2017 года «Окча». Это был первый шаг стриминга на корейский рынок.
В тот же год на Нетфликс выходит сериал «Королевство зомби», не первое южнокорейское телешоу, но первый сериал, профинансированный Нетфликс, тратил 1,78 миллиона долларов на каждый эпизод. Действие сериала происходило в средневековой Корее, сплетая борьбу за власть с эпидемией страшной болезни, воскрешающей мертвых.
Сериал был успешный, из-за дорогого производства продержался всего два сезона. С этого момента корейские дорамы растут экспоненциально. В настоящее время на Netflix доступно 333 корейских фильма и сериала.
«Игра кальмара/Squid Game» стал культурным феноменом, собрав 1,65 миллиарда часов просмотра всего за 28 дней и принеся Netflix миллионы новых подписчиков. Это было не просто шоу, а мировая сенсация, доказывающая универсальность нарративов, заявленные в сериале, близких зрителям всего мира, независимо от языка.
Корейский контент — один из самых популярных на Netflix. По данным компании, четыре из 10 самых просматриваемых неанглоязычных телешоу на стриминговом сервисе также являются корейскими: «Игра кальмаров», «Все мы мертвы», «Слава» и «Необыкновенный адвокат Ву». В 2023 году Теда Сарандос заявил, что компания планирует инвестировать 2,5 миллиарда долларов в течение следующих четырех лет в Южнокорейский контент(дорамы, фильмы и реалити-шоу).
Netflix стал глобальной медиакомпанией — доступной практически везде.
Сегодня у компании около 220 миллионов подписчиков, из которых более 60% находятся за пределами США. В настоящее время она производит оригинальный контент почти в 30 странах. Netflix предлагает 36 различных языков с дубляжем и с 33 вариантами субтитров.
В 2018 года доходы от международного потокового вещания впервые превысили доходы от внутреннего потокового вещания.
Цифры красивые, но Нетфликс столкнулся с большими препятствиями.
Стримингу пришлось преодолевать национальные и культурные ограничения и бороться с местными потоковыми платформами и студиями. Так, в Индии сильно развита местная киноиндустрия Болливуд, своя фабрика грез, которая давно подстроилась под запрос публики, культуры и закона. Когда Нетфликс пришел в Индию, медиапространство страны имело свои потоковые сервисы: Eros Now, Sony LIV, Hotstar, Spuul. Нетфликс очень дорог для обычного индийца и в большей степени ориентирован на англоговорящего и обеспеченного жителя мегаполиса.
Нетфликс вынужден подгонять свой каталог под разные страны, а контент классифицировать в соответствии с местным законодательством.
В Кении контрольные «органы» пытались заблокировать стриминг из-за «откровенного» контента, разрушающего традиционные ценности и угрожающие национальной безопасности. В Индонезии доступ к Netflix был удален по тем же причинам.
В дело вступили защитники местного производителя. Европейская комиссия потребовала от Netflix транслировать не менее 20% контента Европейского Союза, а затем, увеличила показатель до 30%.
Доходы потребителей тоже играют существенную роль, не секрет, что не все страны такие богатые как Америка. Поэтому например, в Юго-восточной Азии Нетфликс представил тарифные планы только для мобильных устройств по сниженной цене. Финансовая политика стриминга варьируется от страны к стране.
Большим поражением стал Китай. Стриминг не смог войти на рынок из-за закрытости страны, жесткой цензуры, множества местных сервисов и культурных предпочтений. В итоге открытый офис был продан местным владельцам.
Завоевать мир не получилось. Антиутопические предсказания, что мы превратимся в одну нацию, к счастью, не сбываются даже в пределах одной медиаплатформы.
Глобальный рынок индустрии развлечений оказался мультилокальным.
В нем параллельно сосуществуют и развиваются два противоположных тренда. Один, связанный с общечеловеческим желанием смотреть качественные сериалы, с быстрым доступом, доминированием Голливуда, а другой — сохранением идентичности, языка, культуры. Зрители предпочитают истории на родном языке и про людей похожих на них.
Несмотря на успехи, стримингу нужно постоянно доказывать свое присутствие на местном уровне, быть гибким и варьировать от страны к стране во всех сферах: в ценах на подписку, аудитории, каталоге.
Для Нетфликс глобальное расширение таит опасность и может отразиться на структуре. Сможет ли компания сохранить управление из единого центра или постепенно превратиться в отдельные подразделения в каждой стране, которые становятся все более автономными.
Оригинальный контент или бешеный принтер

В первые годы Нетфлик зарабатывал на контенте других компаний, сосредоточив все силы на лицензировании сериалов и фильмов.
В 2003 году пост главы контента занимает Питер Сарадос, который впоследствии стал соучредителем и вторым генеральным директором. Питер был приглашён на должность, так как имел значительные связи в Голливуде и умел договариваться. А Нетфликс нуждался в выкупе лицензий для увеличения библиотеки фильмов.
К 2012 у Нетфликс появляется возможность создавать собственные оригинальные шоу. Первым сериалом стал «Лилимахер/Lilyhammer», совместный с норвежским телевидением проект. Его запустили, пока готовился будущий хит «Карточный домик/House of Cards», во главе которого стоял Дэвид Финчер, а главную роль сыграл Кевин Спейси. Нетфликс решился на проект, потому что провел с помощью алгоритма предварительное исследование, которое показало, что подписчикам нравится Дэвид Финчер и Кевин Спейси.
Этот опыт был оценён как положительный. Нетфликс постоянно использует алгоритмы, чтобы выпускать одноразовый контент. Обычно это боевик или ромком с актерами-звездами — «Пурпурные сердца», «Серый человек», «Красное уведомление», «Армия мертвецов» и так далее.
Netflix ставит количество выше качества. Стриминг тратит больше всех остальных компаний на оригинальный контент каждый год с 2013 года и последовательно увеличивает свои годовые расходы. В 2021 году они достигли пика в 6,2 млрд. А количество оригинальных сериалов возросло, с 280 до 404 названий. Сейчас в библиотеке Нетфликс более 1900 оригинальных сериалов.
И только появление такого понятия, как престижное телевидение (Престижное телевидение появилось благодаря НВО, в широком смысле сочетание сложного сюжета с кинематографической режиссурой и дорогостоящим бюджетом), заставило Нетфликс уделять внимание независимым фильмам и сериалам.
Стриминг финансирует фильмы самых известных мастеров: Скорсезе, Брэдли Купера, Гильермо дель Торо, которые принесут престиж, внимание — получив номинации на Оскар или выиграв премию.
Стриминг платит им столько и предоставляет столько творческой свободы, что от этого предложения невозможно было отказаться.
В 2018 году Голливуд сдался. Фильм Рома Альфонсо Куарона был номинирован на 10 номинаций, выиграв три. Долгое время кинофестивали игнорировали стриминг. Они вводили специальные ограничения. Эта борьба между кинотеатрами и стримингом продолжается до сих пор. Нетфликс считает, что будущее принадлежит потоковому телевидению и не соглашается на прокат своих фильмов, только в некоторых случаях очень ограниченными тиражами.
Но верно и другое, Нетфликсу всё равно культурное значение сериала, его влияние на умы. Важно лишь количество просмотров и лояльность подписчиков. Стриминг зарабатывает на подписке и учитывает успех контента на времени просмотра. Это единственный показатель, на который ориентируется стриминг.
До сих пор у него нет чёткой стратегии по контенту, как у конкурентов по цеху, например, Apple+. Может быть причина в том, что изначально Нетфликс был технологической компанией, а творческая и культурная часть находилась на втором плане.
Нетфликс отменяет сериалы, даже если они имеют высокий рейтинг у критиков и зрителей. Так случилось с сериалом «Детективы с того света».Такой интересный сериал как «Каос», который может быть не для всех, но в итоге привлечёт преданных поклонников. «Прослушка» не получила бы шанс стать культовым сериалом всех времен, если бы появилась на Нетфликс.
Стриминг расширяется в разные жанры и возрастные категории. Стоит «выстрелить» какому-нибудь сериалу, будь то взрослая анимация «Конь БоДжек» или документалка «Король тигров», как штампуются десятки подобных посредственных шоу.
Таким образом, стример попал пальцем в небо с сериалом «Очень странные дела» который во многом был построен на ностальгии по 80-м, при этом не оставляя попыток выпустить свою «Игру престолов».
Нетфликс и Блокбастер

Отношения между Нетфликс и Блокбастер — это пример успеха и неудачи в хрупкое стремительное время инноваций. Блокбастер не первая компания, которая потерпела фиаско, не успев понять изменений. В этом ряду Блэкберри, Нокия, Sears, Kodak.
На протяжении более двух десятилетий Блокбастер/Blockbuster был гигантом на рынке видеопроката. На пике роста компании в 2004 году у нее было 9100 магазинов, 84 300 сотрудников и доход в $6 млрд. Всего 16 лет спустя 9099 из этих магазинов закрылись. К 2019 году остался только один Блокбастер в Бенде, штат Орегон.
Нетфликс вошел в этот бизнес намного позже, когда Блокбастер находился на вершине. У компании было достаточно шансов противостоять Нетфликс.
В 2000 году Блокбастр упустил возможность купить его за 50 млн, когда на Нетфликс сказался кризис доткомов. Руководство в лице генерального директора Джона Антиоко почивало на лаврах и явно недооценивало амбиции Нетфликс. Однажды они снизошли до разговора с Ридом Хастингсом, который предложил представлять Блокбастер в сети, но руководители высмеяли конкурентов, практически выставив их из офиса.
Нетфликс стремительно развивался и начал вытеснять Блокбастер с рынка. У компании ещё были шансы догнать и перегнать Нетфликс. Блокбастер не любили за высокие штрафы, которые составляли большую часть прибыли. Компания, наконец, вложила серьёзные ресурсы в свой цифровой бизнес. Штрафы были отменены, введена похожая на Нетфликс модель онлайн-подписка. Подписчики прибавлялись, и ситуация выравнивалась и становилась угрожающей для Нетфликс.
Но… Череда факторов привела к краху. Материнская компания Блокбастера Viacom отделилась и взвалила на него долги в размере 1 миллиарда долларов. Что стало непомерным бременем, так как Блокбастер вложил деньги в онлайн-ресурс, который еще не приносил прибыль. Внутри компании начались распри среди акционеров, они так и не смогли прийти к единому мнению, как развивать компанию, что привело к пустой трате ресурсов, сворачиванию онлайн-проекта, большим выплатам акционерам. И финальным аккордом стал финансовый кризис 2008 года. В 2010 году Blockbuster была вынуждена объявить о банкротстве.
Забавно, что в 2022 году на Нетфликс вышел сериал под название «Блокбастер».
Корпоративная культура Нетфликс

Одно дело, когда сплочённая маленькая команда, объединённая общей целью, горит на работе, и совсем другое большой коллектив. Для быстрого роста требуются высокоэффективные и творческие сотрудники, но как заставить людей креативить 24 на 7.
Стартапы славятся своими инновациями не только в сфере технологий, но и новшествами в организации труда. И Нетфликс не исключение.
Рид в 2020 году написал книгу «Никаких правил. Правила: Netflix и культура переосмысления» в соавторстве с бизнес-писателем Эрин Мейер, и где он решил поделиться своими навыками.
Но сначала о том, как Марк Рэндольф ушёл из компании. Это случилось в 2003 году.
Рид пришел к Марку в конце рабочего дня с многостраничной презентацией, где представил плюсы и минусы Рэндольфа с финальным выводом, почему он должен уйти. Рид был настолько убедительным, что Марку ничего другого не оставалось, как покинуть компанию. Сейчас у него всего хорошо, но в одном интервью он пошутил, что презентация PowerPoint вызывает паническую атаку.
Это демонстрация одного из основополагающих принципов Рида. Если сотрудник перестал быть самым лучшим, самым высокоэффективным, уперся в профессиональный потолок, то компания легко, быстро и публично расстанется с ним. Нетфликс проповедует честность и открытость в этом вопросе. Управленцы компании говорят, относитесь к людям как взрослым. Большинство из них готовы принять увольнение и получить выходное пособие за три месяца.
Креативному классу нужна свобода и открытость. Нетфликс готов это предоставить и готов платить. У компании самые большие зарплаты на рынке. Кроме того, отсутствие строгой иерархии в Netflix способствовало инновациям, поскольку члены команды на всех уровнях имеют право принимать решения. Компания поощряет критические публичные отзывы и даже самокритику. Сотрудники могут высказываться, оспаривать предположения и давать обратную связь.
Нетфликс не претендует, что компания заменит семью, но предпочитает сравнивать себя со спортивной командой, где каждый вносит вклад. И делает упор даже на модное слово «самосознание».
Но есть и ложка дёгтя, в 2018 году на The Wall Street Journal вышла статья (она платная) Шалини Рамачандрана и Джо Флинта, где корпоративная культура Нетфликс представлена как безжалостная, деморализующая, держащая всех на страхе. Журналисты основываются на 70 интервью нынешних и бывших сотрудников Netflix.
Однако справедливости ради данные сервиса glassdoor.com показывают, что Нетфликс имеет общий рейтинг 4,2 из 5, основанный на более чем 3318 отзывах, оставленных анонимно сотрудниками. 84% сотрудников порекомендовали бы работу в Нетфликс другу, а 79% имеют позитивный взгляд на бизнес. А это чуть выше среди всех компаний.
Марксистские истины всё ещё имеют место. Цель капитала — получение прибыли, поэтому сотрудники не должны иметь иллюзий в отношении корпораций.
Нетфликс — победитель в стриминговой войне

Стриминговый бум породил новую эру качественного телевидения. Нетфликс столкнулся с серьезным вызовом своему доминированию. На стриминговое поле вышли сильные игроки: студия Дисней и Warner Bros. Discovery. Они инвестировали миллиарды долларов, чтобы отобрать долю рынка у Netflix. С 2018 году каждая уважающая себя компания открывает свою стриминговую платформу. В 2019 года Apple TV+ и Дисней плюс, после слияния WarnerMedia и Discovery, Inc.с появился HBO Max — 2020 году, перезапуск Paramount+ состоялся в 2021. Такое явление получило свое название — стриминговая война.
Нетфликс победил. Он лидирует по количеству подписчиков и прибыльности.
На данный момент у стримера 282,7 миллиона. За ним идет Амазон, у которого более 200 миллиона, Дисней 153 миллиона. Без сомнений Нетфикс оставил далеко позади Apple+, Disney+ и Amazon Prime.
Но у других стримеров более целенаправленный, глубокий подход к контенту. Так отличается Apple+, который постепенно наращивает обороты, завоевывая внимание и любовь зрителей драмами «Разделение», «Медленные лошади», «Тед Лассо». У Диснея — обширная библиотека популярных брендов. HBO, хоть и утратил свой эксклюзивный шарм, но все еще гордится хитами — Игра престолов, Клан Сопрано, Прослушка.
Однако им пока не удается и вряд ли удастся подвинуть Нетфликс на вершине. Даже конкуренты считают Нетфлик «золотым стандартом» в потоковом вещании и заимствуют его тактики.
Во-первых, Нетфликс одержал верх благодаря своему преимуществу первопроходца как чисто потоковая компания. Во-вторых, отсутствие тактики и ориентации на какого-то особенного зрителя позволило завоевать практически весь мир. В-третьих, невероятная гибкость и гибридность — принятие всего и сразу, способность быстро реагировать, постоянно изменяться и подстраиваться под новые условия. И, конечно, плюс личные качества лидера Рида Хастинга, инновации и госпожа Удача.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской