Неортодоксальная: реальная история побега из хасидской общины
В апреле появился четырехсерийный немецко-американский сериал о молодой еврейке из ультраортодоксальной общины. Режиссер Мария Шредер и сценаристы Анна Вингер и Алекса Каролински рассказывают историю Эстер, основанную на мемуарах Деборы Фельдман «Неортодоксальная: скандальный отказ от моих хасидских корней»

Нетфликс по праву занимает место лидера среди стримингов. Чрезмерный контент, подчас очень средний, компенсируется национальными проектами со всего мира и выстрелами-жемчужинами, которые рассказывают конкретные захватывающие человеческие истории. Тема самосознания женщин одна из любимых на стриминге. В прошлом году вышел сериал «Невероятное», а в апреле появился четырехсерийный немецко-американский сериал «Неортодоксальная». Режиссер Мария Шредер и сценаристы Анна Вингер и Алекса Каролински рассказывают историю Эстер, основанную на мемуарах Деборы Фельдман «Неортодоксальная: скандальный отказ от моих хасидских корней» (2012).
Несмотря на то, что взгляд повествования идет от лица главной героини и со стороны современного человека европейской цивилизации, авторы отстраняются от осуждения или обобщения жизни хасидов.

Про хасидских евреев
Община была образована после второй мировой войны, евреями, бежавших от Холокоста. Они являлись потомками небольшой венгерской деревни, почти полностью уничтоженной во время войны. Трагедия, которую они пережили, повлияла на устои общества. Оно максимально закрыто. Только так полагали хасиды можно выжить в хаосе современного мира и сохранить себя этнос. Общество глубоко патриархально и сплоченно. Все делами решает раввин. Хасидские лидеры искали сплав национальных отличий, который удержит их вместе как общину: одежда, язык, ритуалы, религиозные правила. Роли между мужчинами и женщинами, молодыми и старыми жестко разделены.
Мужчины носят длинные пейсы и бороду, сюртук и заправленные в чулки штаны (а по субботам и праздникам ещё и широкую меховую шапку), и общаются между собой на идиш, которым владеют лучше, чем английским. Многие ограничения и правила касались женщин, потому что именно на них лежала ответственность и работа по восполнению потерь в войне еврейского народа. К детям очень трепетное отношение, они окружены безмерной заботой и любовью, но по сути они принадлежат обществу, а не семье или матери.
Для женщин введен строгий код скромности: длинные юбки, непрозрачные чулки. После замужества они сбривают волосы и должны носить платок или парик (или и то, и другое); некоторые женщины носят парик под шляпой. Они занимаются домом и детьми, не имеют доступа к высшему образованию, есть только средняя школа, которая была открыта раввином под натиском обстоятельств.
Эти правила долгое время очень хорошо работали, еврейская община в Вильямсбурге — одна из самых многочисленных. Несмотря на то, что иудейская религия была основана на важных человеческих ценностях: устойчивость, единение и уважение. В реальной жизни проявляется темная сторона: изворотливость, двойные стандарты и подавление любой индивидуальности. Несмотря на главенство мужчин, старшие женщины имеют сильные рычаги влияния на судьбоносные решения, имея статус «серых кардиналов». Желание защититься от внешнего мира, порождало в общине новые запреты и строило новые ограды, приобретая черты секты. Но им все труднее конкурировать с современным миром и противостоять натиску технологий, информации.
Эстер Шапиро
Появляется все больше, такие люди как Эстер, готовых идти своим путем и быть ответственным за собственный выбор. Ее судьба отличается от сверстниц тем, что влияние внешнего мира было значительным.

Эстер воспитывали дедушка и бабушка. Ее отец опустившийся человек, пьяница, мать не выдержала и сбежала из общины, но дочь у нее забрали. Эстер повезло, она обучалась музыке. Учительница, задолжав деду аренду, расплатилась уроками фортепиано для девочки. В 17 лет ее выдают замуж за Янки(Амит Рахав). Она соглашается с решением взрослых и любимой бабушки, которая считала это день самым важным в жизни женщины.
Но отсутствие элементарных знаний о физиологии человека приводит к дискомфорту в интимной жизни, непониманию между Эстер и мужем. Свекровь же считает своим долгом грубо вмешиваться в постель молодоженов и обвинять невестку во всех грехах. Все должно быть как у всех, поженились, через девять месяцев — малыш. Муж Янки сам безвольный наивный ребенок, под каблуком матери, во всем следует ее советам и указаниям. Эстер не выдерживает давления и предательства мужа и сбегает в Берлин. Так как ее мать родилась в Германии, у Эсти есть документы, по которым она может претендовать на немецкое гражданство. В Берлине она пытается поступить в консерваторию. Новая жизнь принимает Эстер.
Сериал «Неортодоксальная» разграничен на светлую и темную сторону, на прошлое и будущее, новое и старое с точки зрения Эстер. Он очень подробен, детален в первой части и мрачен, изображая свадебный ритуал, праздники и повседневную жизнь общины. И основан на реальных фактах, рассказанные Деборой Фельдаман в книге. Берлинский период почти безоблачен и вымышлен. Эстер встречает сочувствие, понимание у новых друзей. Берлин — город, сумевший пережить ужасное прошлое и стать приветливым, интернациональным. Здесь он полностью состоит из воздушной архитектуры и беззаботной геометрии.
Когда община узнает о ее беременности, на ее поиски отправляются мужа и его двоюродный брат Мойше(Джефф Вильбуш). Он — мелкий мошенник и игрок, живущий под прикрытием общины. Наверное, люди такого толка необходимы в каждом обществе для разного рода дел.
После того как она справляется с чувствами — с болью, жалостью к себе и мужу, сильными эмоциональными связями и верой. Эстер находит собственный голос, она отвергает безмерные ограничения сатмарской секты и попытки вернуть ее.
Эсти в сериале исполнила Шира Хаас, израильская актриса. Часть успеха телешоу принадлежит ей. Она уже получила приз за лучшую женскую роль на фестивале Tribeca. Шира рассказывает об эмоциональной борьбе и взрослении Эстер. Хрупкая нескладная девочка изначально не вписывается в женское общество хасидов. В больших выразительных глазах появляется вначале боль, страх, отчаяние и затем любопытство, застенчивость, решимость и сила. Вдохновляющая сцена на озере доказывает исключительный талант актрисы. Эстер робко входит в воду в одежде, глядя на заходящее солнце, и наконец снимает парик. Это акт абсолютного освобождения, в котором Эстер в первый раз расправляет крылья.
На ее фоне Янки выглядит жалким и несчастным человеком, который не оправдал ожиданий, возложенных на него — быть «настоящим» мужчиной, находится в худшем положении, чем Эстер.
Мир многомерен. Любой человек должен иметь выбор — для кого-то важна безопасность, и он готов пожертвовать личным развитием, и есть тот, кто чувствует необходимость бороться за индивидуальность и свободу.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com