«Медведь»: рецензия на второй сезон самого «вкусного» сериала
Второй сезон сериала «Медведь» избегает ловушки продолжения и отличается более зрелым повествованием и точной проработкой персонажей
Существует тенденция, что второй сезон бывает слабее первого. Современные сценаристы с этим отлично справляются, но есть самые «отпетые», которые создают первый сезон только для того, чтобы снять второй, именно он открывает авторское видение. Таков второй сезон Медведя. В финале первого сезона, обнаружив деньги в банках с томатами, Карми, Кармен Берзатто, решает полностью поменять концепцию семейного «Бифа /The Beef» и открыть свой ресторан «Медведь». Период перестройки дает возможность персонажам совершить переоценку собственных устремлений.
Об авторе и «медвежий» стиль
Пара слов об авторе Кристофере Сторере. Он вырос в Парк-Ридже, северо-западной частью Чикаго. Последние 20 лет он жил в Лос-Анджелесе, где постоянно работал над фильмами и сериалами — продюсировал «Восьмой класс» 2018 года, он снял эпизоды «Рами» и «Дикинсон». Медведь — особый проект. Первый сезон впечатлил аутентичностью и внимательностью к деталям, умением показать важность обыденного.
Во втором сезоне Кристофер Сторер идёт дальше. История становится всеобъемлющей. Хаотичность, сложность жизни, её многообразие раскрывается через разные судьбы и характеры, спектр чувств, социальных процессов.
Сторер сделал рутинность предметом исследования сериала. Где еще найдешь сцену, чтобы чистка старых кастрюль, плесень на стенах была частью сюжета, а проверка системы пожаротушения превращалась в напряженный триллер. Он продолжает использовать любимые приемы сериала — крупные планы, съемке в движении, доводя их до совершенства.
Стилистически второй сезон более яркий и экспериментальный. Намеренно не выдержан временной формат: короткие серии чередуются с часовыми. Арки второстепенных персонажей расширяются. Сериал покидает пределы кухни и выходит в город.
Когда-то «Прослушка» прославила город Балтимор пусть не самой хорошей стороны, а «Медведь» — это про Чикаго.
В первом сезоне город ограничивался улицами, заполненными вывесками маленькими ресторанчиками, какими-то культовыми местами, стенами с граффити, то во втором Сторер любуется архитектурой города. Чикаго больше глянцевый — сияющие небоскрёбы с длинными прямыми магистралями, копирующими линии соуса на тарелках.
В своем кулинарно-архитертурном эпизоде Сидни идет на поиски вкуса для собственного меню. У нее не получается, слишком высока цена ожиданий, нет права на ошибку. Сторер демонстрирует рождение формы и цвета блюда из впечатлений, ощущений, ассоциаций. Еда включена в культурный код города, прославившийся своим вкусовыми пристрастиями. Автор находит общее зерно — искусство кулинарии сродни любому другому виду искусства — живописи, кино, архитектуре. Он наглядно показывает, как рождают формы, как они живут с нами рядом, а мы их не замечаем. Как впечатления, события кодируются в дизайне блюда. Эта тема плюс перфекционизм, возведенный в абсолют, продолжаются в следующем эпизоде, когда Маркус отправляется в Копенгаген, и фармацевтической точностью колдует над созданием десертов.
И хотя второй более спокойный по темпу, чем первый, где хаотичность тесно связана с творческим процессом. Творчество — это сквозная тема «Медведя». Кулинария лишь метафора создания всего — еды, одежды, кино, команды.
Сила ансамбля сериала
Каждый из героев получает свою историю, цитату, встречу, которая помогает понять свой путь, измениться. Каждый персонаж чувствует себя важным и уникальным за пределами кухни.
Сидни(Айо Эдебири), амбициозная и сомневающаяся, ищет свой голос и вкус нового меню. Маркус(Лайонел Бойс) мечтательный кондитер едет в Копенгаген, сестра Карми Шугар Берзатто (замечательная Эбби Эллиотт), берет в руки управление финансами, связанный с мафией дядя Джимми (Оливер Платт), помогает ускорить некоторые бюрократические проволочки. Ричи(Эбон Мосс-Бахрах) за неделю превращается из разведенного неудачника в крутого администратора в костюме. Тина(Лиза Колон-Зайас) становится су-шефом.
Таким образом, ресторан — это команда, создание которой то же творчество. Сторер находит в этом аналогию со спортивной командой. Сидни читает книгу тренера по баскетболу Майка Кржижевски «Leading with the Heart». Фоном появляются цитаты, кадры состязаний мелькают на экранах телевизоров, дядя Джим рассказывает спортивную притчу.
Разрозненный коллектив, наконец, превращается в настоящую команду ради дела. Они становятся суррогатной семьей, состоящей из индивидуальностей, талантливых, уязвимых, несовершенных людей. Дух товарищества передается в сложной коммуникации: в междометиях, жестах, в уважительных репликах «Да, шеф!». Они часто кричат, не понимают, но тут же извиняются, признают, что другие стараются изо всех сил, в целом тепло относятся друг к другу.
У платонического дуэта Карми и Сидни, которые является связующим звеном команды, блестящая динамика, они часто помогают друг другу, играя на сильных сторонах и управляя своими слабостями.
Теперь открытие ресторана и успех «безнадежного дела» — общая ноша.
Но, по сути, каждый путь персонажа связана с Карми. Это очень необычный и красивый незаметный приём рассказать историю главного героя через других персонажей.
Это джентрификация
Груз большого индустриального города и всех событий, происходящих в мире, откликаются на жизни маленького еще не открывшегося ресторана. Он так же, как все мы, включен в большие процессы и так же, как мы не может влиять на них, а только приспосабливаться, смиряться. И это такой коллективный стресс бытия.
Индустрия еще не оправилась от ковида и вообще не выдерживает натиска экономического кризиса. Рестораны закрываются. Дамоклов меч уже занесен над судьбой заведения, а идея об идеальном ресторане, как будто, заранее обречена на провал. Но они продолжают стараться.
Эбра и Тина — старая гвардия «Бифа /The Beef». Эти персонажи демонстрируют два подхода к неминуемым изменениям. Их устраивала кажущаяся стабильность. Они идут учиться в кулинарную школу. Оба намного старше молодых студентов. Тина рада новому, которое возможно улучшит жизнь. Эбра не выдерживает, он чувствует старость, усталость и невозможность, нежелание быстро перестраиваться, как того требует время и новый ресторан.
Каждая секунда на счету
Первый сезон отличался невероятным темпом, это была суматоха, где кипели кастрюли, шкворчали стейки, выпрыгивали сумасшедшие чеки. Более спокойный фон второго сезона на самом деле призрачный. Часы частый гость в кадре от грязного в соусе таймера до лаконичного экрана электронного циферблата на перфекционистской стене самого лучшего ресторана. Идёт постоянный отсчёт видимого и невидимого времени, который создает напряжение в кадре. Темп постепенно нарастает, чтобы достичь пика в финале. Время подстегивает героев, ускоряясь на недели, дни и секунды.
Да, конечно, ценность момента важна, из них складывается жизнь, но это также про мимолетность творчества. Шедевр на тарелке, на создание которого потрачена масса времени, труда на поиск цвета, формы, вкуса, изощренных технологий, через пять минут исчезнет. Но может быть оставит впечатление, воспоминание, подарит красоту, приятные эмоции. Это демонстрация Заботы о человеке и его короткой жизни.
«Рыбы»
«Рыбы» можно назвать лучшим эпизодом, он также самый длинный и сложный как для персонажей, так и для актеров и создателей. Звезды телевидения и кино появляются в маленьких ролях, но требующих максимальной отдачи. Джон Бернтал в роли Майкла, Боб Оденкирк в роли «дяди» Ли, Джейми Ли Кертис в роли Донны Берзатто, Сара Полсон в роли Мишель Берзатто, Джиллиан Джейкобс в роли Тиффани. Невероятный ансамбль создает полифонию характеров.
Карми — близкий для Сторера персонаж, связанный с личной историей. Владелец реального ресторана «Бифа /The Beef» друг детства автора, его сестра Корти Сторер — сопродюсер и шеф-повар. Ментальные проблемы тоже присутствуют в семейном древе автора.
«Рыбы» объясняют характер Карми, его сосредоточенность, замкнутость, а также «дикую» ответственность за все на свете и желание контроля. Он оказывается в канун Рождества на семейном празднике Семи рыб. Праздничные застолья собирают за одним столом родных людей, они могут быть родными, но совершенно неблизкими, а объединяют вас только воспоминания. Вместо теплого семейного ужина происходит то, что так часто случается в праздники. Всё превращается в ком старых обид, новых уязвимостей и боли и выставляется на стол восьмым самым горячим блюдом.
Карми — Медведь
Карми — единственный из всей команды, кого не коснулись изменения. Несмотря на то, что он продолжает работать над собой и двигаться вперед, Карми испытывает в очередной раз колоссальное давление — ответственность за людей и за дело и груз завышенных ожиданий.
Он попадает в ловушку, в замкнутый круг. Его намерения все исправить и изменить к лучшему, кажется, встречают сопротивление, закодированное в ментальном здоровье его семьи. Наши успехи и наши препятствия часто имеют общий источник, признать который порой трудно. Триггеры — вилки, ручка от холодильника, разбросанный по всему пространству сериала, готовили героя к новому кругу страданий.
Токсичная профессиональная среда ресторанов известна. Высокий темп, дикий перфекционизм, переработки, перегрузки, постоянный стресс, манипуляции являются нормой. Карми сам испытал унижение и обесценивание со стороны именитых коллег. Открытие собственного предприятия было связано с надеждами построить другие отношения, на других принципах.
Потеря контроля над ситуацией и сложившиеся предубеждения, что гений должен быть одиноким, несколько сумасшедшим, заставляет Карми признать свое шаткое положение, отказаться от полноты жизни, погрузиться в творчество, как последнее прибежище, отдушину.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации:IMDb.com