Манк: голливудский мagnum opus Дэвида Финчера
Последний фильм Дэвида Финчера «Манк» рассказывает о Германе Манкевиче и о том, как писался сценарий к фильму «Гражданин Кейн»

Новый фильм Дэвида Финчера от Netflix «Манк» рассказывает о том, как писался сценарий к фильму Гражданин Кейн. Это не «любовное письмо» старому Голливуду, как в сериале «Голливуд» Райна Мерфи или ода великой иллюзии кино «Однажды в Голливуде» Тарантино. Все критики отметили, что это очень личный фильм для режиссера и сына Дэвида Финчера. Отец режиссера Джек Финчер написал сценарий в 90-х годах, но фильм не удалось поставить из-за пресловутой категории Б.
Поэтому «Манк» Финчера — это признательность тем невидимых и забытых, но несомненно важных людях, которые работали и работают в кино. Фильм про истоки, о том “из какого сора” кино рождается часто вопреки обстоятельствам, как реальность трансформируется в произведение. Финчер никогда сам не писал сценарии к своим фильмам, пользуясь идеями других людей. Он выразил свое трепетное отношение к слову как первооснове и как идеи, импульсу для создания произведения, как бы подтверждая слова Хичкока: «Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий». И конечно, об ответственности художника.
Стоит сказать о «Гражданине Кейне» — знаковом кино для Голливуда и кинематографа в целом. Снял фильм и сыграл главную роль Орсон Уэллс. Это история о Чарльзе Кейне, богаче, умирающим в своем пустом замке, наполненном произведениями искусства и прочей роскошью. Покидая мир, он произносит загадочные слова «Бутон розы». Журналисты пытаются понять смысл и опрашивают близких Кейну людей. Фильм был номинирован на девять премий Оскар, но получил только за лучший сценарий.
Фильм почти провалился в прокате и всемирное признание и оценка художественных достоинств пришли в 50-е года на взлете новой французской волны. «Манк» связан с «Гражданином Кейна» интеллектуально и кинематографически — копирует приемы: нелинейность повествования, театральность происходящего, фокус камеры, цитирует и обыгрывает некоторые сцены.
Известное разбирательство из-за сценария между Манкевичем и Орсоном Уэллсом не интересует Финчера. Здесь режиссеры на вторых ролях. Орсон Уэллс появляется в редких кадрах, чтобы задать очередной импульс страждущему сценаристу. Он — альтер эго режиссера Финчера, который помогает реализовать замысел сценариста Джека Финчера.

Фильм переносится в 1939, когда почти уволенный со всех студий, несколько помятый Герман Манкевич со сломанной ногой поселяется на ранчо Викторвилле, чтобы написать сценарий будущего «Гражданина Кейна». Орсон Уэллс дает 60 дней, и зная пагубную страсть к спиртному, Манкевича лишают этого удовольствия, приставив для связи и контроля Хаусмана.
Манкевичу помогают фройлен Фрида(Моника Госсманн), медсестра и физиотерапевт и молодая англичанка миссис Рита Александр(Лили Коллинз), которая печатает со скоростью 100 слов в минуту.
Написание сценария прерывается воспоминаниями Манкевича — знакомство с персонажами гражданина Кейна медиамагнатом Уильямом Рэндольфом Херстом (Чарльз Дэнс) и актрисой Мэрион Дэвис (Аманда Сейфрид), с которой сценарист завязывает дружбу и чувствует в ней родственную душу.
Фоном проходят политические события предвестники Второй Мировой, выборы в губернаторы Калифорнии, антикоммунистические настроения, Великая депрессия. Манкевич по-своему пытается противостоять радикализму современников, отпуская шутки и остроты на приемах у Херста. Сценарист недооценивал могущества слова на умы людей. Его брошенная в сторону фраза, превращается в пропагандистский предвыборный ролик студии MGM и помогает выиграть выборы республиканцу Фрэнку Мерриаму. Кончает самоубийством друг и вымышленный персонаж Шелли Меткалф, которому Манк говорит: «Мы должны быть внимательны к людям, сидящим в темноте и всей душой доверяющие экрану, на нас лежит колоссальная ответственность».
Невозможность примириться с окружающим лицемерием, и вынужденное бессилие выливается в отказ от реализации и пьянство. Автор выбирает добровольную деградацию, своего рода защиту, чтобы не превратиться в человека в костюме даже при 40 градусной жаре.
Лучше быть Дон Кихотом, который упал в лужу после поражения с ветряными мельницами. Шутом, кормящимся с барского стола, но говорящего правду королям. Для него неприятие происходящего тоже поступок, как неделание, неучастие. Воинствующие Дон Кихоты бронзовеют.
Манк сумел загнать свое разочарование и превратить личную вендетту в талантливое произведение, реванш художника, вынужденного обслуживать порочную медиасистему. Финчер объясняет, почему Манкевич изменил заключенному ранее договору с Орсоном Уэллсом и настаивает на авторстве, принимая на себя последствия — месть Херста.
В фильме нет привычного повествования, фильм соткан из воспоминаний и впечатлений, подчеркивая иллюзорность и субъективность происходящего и подтверждая слова Манкевича: «Невозможно рассказать о жизни человека за два часа, все что ты можешь оставить впечатление о ней». Финчер создает впечатление. Картина стилизована под черно-белое кино 30-х, 40-х годов. Перфекционист Финчер добивается совершенной формы фильма, воссоздавая атмосферу, костюмы, детали, даже помещает маленькие кружочки в углы кадров, чтобы создать иллюзию смены катушек, изменяя звук.
Благодаря таланту Эрика Мессершмидта, оператора фильма, Манк завораживает визуальным стилем — черно-белое изображение имеет бесконечное множество оттенков и глубину цвета.
Текст фильма — это бесконечные переливы емких и остроумных диалогов-афоризмов с игрой слов, они кажется украдены из подслушанных разговоров, воспоминаний, цитат и обрывков фраз.
Фильм, конечно, принадлежит Гари Олдману. Он играет его с теплотой, наслаждением. Его герой самовлюбленный, с идеалистическим и циничным взглядом. Актер первый в списке на Оскар, так же как и его герой. Чем не счастливый голливудский конец.
Еще статья: Кто были люди, о которых рассказывается в фильме «Манк»