Обзор фильма «Май, декабрь»: Столкновение Натали Портман и Джулианы Мур раскрывает природу кино как перформанса
Тодд Хейнс снял великолепный, элегантный «Май, декабрь» на основе скандальной таблоидной истории 90-х
Фильм, в названии которого заложена фраза, обозначающая неравный брак, снят Тоддом Хейнсом по сценарию Сэми Берча. Дебютантка Сэми Берч написала сценарий 2019 году, который попал в черный список, а затем оказался у Натали Портман. Актриса предложила идею режиссеру Тодду Хейсу. И стала ведущей актрисой и продюсером.
Нетфликс приобрел фильм за 11 миллионов после успешной премьеры картины в мае 2023 года на Каннском кинофестивале. «Май, декабрь» берет за основу реальные события, даже криминальную историю, случившуюся в 1997 году, когда 35-летняя учительница начальной школы Мэри Кей Летурно была арестована за совращение своего ученика. В тюрьме она родила ребенка. Впоследствии вышла замуж за Вилли Фуалаау.
Тодд Хейнс несколько дистанцируется от прототипов, перенося место действия в другой штат и меняя некоторые моменты, но большинство фактов совпадает, а иногда режиссер использует фразы из интервью пары. Режиссер часто затрагивает в своем творчестве пограничные и противоречивые темы, вопросы идентичности не последние из них.
Фильм рассказывает о постсобытиях, с тех пор прошло 24 года. Герои скандала Грейси и Джо Атертон-Ю живут благополучно счастливым браком, у них в трое детей, старшая дочь учится в колледже, а близнецы готовятся к выпускному. Интерес к истории возникает, когда кинематограф берется снять свою версию на волне ревизионизма. Умная актриса известная по сериалу Элизабет, героиня Натали Портман едет в гости к паре, вроде как войти в роль, проникнуть в голову Грейси.
Супруги согласились впустить ее в свою жизнь. Она встречает совершенно идиллическую картину майского пикника на поляне возле большого белого дома, полного гостей, детского шума, игр. Неловкость возникает, когда на пороге оказывается коробка из-под обуви. Кто-то все еще оставляет у порога чьи-то экскременты.
Микс чувств — смущения, неуверенности, неясности, иногда тревожности сопровождает весь фильм и распространяется на все отношения персонажей. Пара после скандала никуда не переехала и продолжает жить в тесном сообществе городка, где все друг друга знаю. Здесь живет прошлая семья Грейси — муж, трое детей, внуки, ровесники детей Джо. Несмотря на почти четверть века, нет-нет, но появятся издевки, уколы, презрение от людей, а инцидент продолжает отражаться на всех вольных и невольных участниках.
Одна из тем фильма — последствия преступления — нарушения табу. Хотя искусство часто способствовало «подрыву» зон многих глупых социальных норм, но здесь оно, напротив, хотело бы защитить и сохранить границы на неприемлемые действия в отношении детей, не способных иметь стойкие убеждения. Такой неравный брак, завязанный на преступлении, кажется, неестественным, неправильным, нарушающим древние, имеющие биологическую основу, табу. Мозг спотыкается, когда пытается понять Грейс Атертон-Ю и ищет объяснение в детской травме или психическом заболевании то, что пытается делать кино и телевидение последних лет — проникнуть в извращенный мозг преступника.
Кажется, они всем своим опытом, достигнутым благополучием, счастьем доказывают, что заслужили право на исключение. Героиня представляет себя мучеником, пострадавшим из-за великой любви, не понятой обществом. Она не испытывает никакого раскаяния и чувства вины. Она живет в выдуманной иллюзии всесильной романтической любви. И взгляд постороннего — актрисы заставляет ежиться и защищать искаженную территорию.
Тодд Хейнс находит ключевое слово для героини Джулианны Мур — наивность, за которой она скрывает свои истинные чувства, мотивы. Но посредством метафор ее хищническая манипулятивная природа раскрывается.
На самом деле и Грейс и Джо выглядят инфантильными, несмотря на возраст, временной разрыв между ними, перенесенное бремя забот и последствий инцидента. Джо сейчас 36 лет, он того же возраста, что и Элизабет Портман, и сын Грейси Джорджи. Но трое детей Джо уже выросли. Надвигающийся синдром пустого гнезда вынуждает задать себе вопросы о своем месте в жизни. Перескочив важные этапы детства и взросления, сразу в период полный тревог и забот, связанный с воспитанием трех детей, он чувствует себя обманутым и испытывает ностальгию по утраченной невинности. Его лишили части необходимого, иногда дурного, для человека опыта.
Чарльз Мелтон в роли Джо выглядит красивым, уравновешенным, застенчивым человеком, но в скрытом языке тела, прежде всего плечах есть ощущение подавленных эмоций. Он как будто находится в состоянии анабиоза, не имея привычки задумываться и анализировать свою жизнь, и подражая медленному развитию бабочек-монархов, которых он разводит.
Элизабет ведет собственное расследование. Она записывает что-то важное в блокнотик, встречается с Томом, бывшим мужем Грейс, Джорджи, ее сыном от первого брака, соседом и адвокатом. Но это мало что дает в понимании характера героини. Она начинает подражать ей, копируя позы, выражение лица, используя косметику и похожие платья. Актриса незаметно для себя раскрывает не столько настоящую Грейс, сколько пробуждает собственные темные стороны.
Элизабет ведет нас зрителей, мы смотрим ее глазами на мир Грейс и Джо. Она также является своеобразным искусственным фильтром, представляющим собой обобщенный образ медийной сферы массовой культуры, использующих людей ради собственных, чаще коммерческих целей. Зачем она приезжает, каковы ее истинные мотивы — узнать о внутренней работе человека или тщеславие и высокомерие.
Ее вторжение вызывает сопротивление в Грейс. Начинается невидимая борьба и противостояние двух сильных женских эго. В фильм вступает весь арсенал интертекстуальных отсылок, приемов, демонстрирующих природу кино как глаза, подглядывающего и наблюдающего — зеркала, подражания, симметрии, в некотором роде раскрывают вампирскую природу кино, подпитывающуюся историями живых людей.
Тодд Хейнс предусмотрительно оставляет зрителю чувствовать и делать выводы в этически противоречивой ситуации среди метафор и двусмысленностей. Пробелы между строк и слов рождают больше смыслов, за ничего не значащими репликами скрываются истинные мотивы и чувства. Партитура Марсело Зарвоса, адаптированная из музыки Мишеля Леграна к фильму Джозефа Лоузи 1971 года «Посредник» диссонирует с благополучной повседневностью героев, нагнетая в паузах атмосферу триллера.
Выбор режиссера фильма не двигаться дальше, не предоставлять ответов во много трендовая стратегия авторов, но правильная. Неопределенность зависает, иногда ответов нет, а есть только последствия. И подтверждает простую истину, что человеческая жизнь не помещается в установленные рамки отражения, или нам не хватает средств это понять и выразить. Тодд Хейнс считает, что не получится отгородиться экранным фильтром от внешнего хаоса или дать реальности и вымыслу слиться воедино.
«Май, декабрь» — фильм, в котором талантливое актерское трио, Натали Портман, Джулианна Мур, Чарльз Мелтон — выступают как соавторы режиссера, наполняя фильм редкой силой и передавая эмоциональную сложность персонажей.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com