«Лестница» — криминальный сериал с Колином Фертом и Тони Коллетт
Сериал Антонио Кампос «Лестница» от HBO — драматическое переосмысление реальных событий и знаменитого документального фильма 2004 года

«Лестница» основана на реальных событиях — знаменитом деле Майкла Петерсона, обвиняемого в убийстве второй жены Кэтлин, а также на одноименном французском документальном сериале 2004 года. Это сложная история, до сих пор неясная и запутанная сама по себе. Кэтлин была найдена мертвой у подножия лестницы в своем доме. Скорую вызвал ее муж Майкл. На жертве были обнаружены семь глубоких рваных ран на голове и 35 других порезов и синяков. Тогда Майклу было предъявлено обвинение в убийстве жены.
Сериал снял Антонио Кампос. Он режиссер фильмов «Саймон-убийца», «Дьявол всегда здесь». Кампос относительно молодой режиссер, ему 39 лет, что не мешает ему быть очень дотошный, и совершенно бесстрашным для сложных историй и характеров. Его очаровала многогранность дела, а также фигура самого Майкла Петерсона, поэтому он занялся драматическим изложением истории.
«Лестницу» можно назвать вершиной сериального формата. Множество жанров, персонажей, временные скачки, прием «фильм в фильме» — все увязано в плотную цельную структуру.
Во-первых, это семейная драма большой семьи Майкла, его второй жены Кэтлин и сводных пятерых детей. Это мальчики от первого брака Майкла — Тодд(Патрик Шварценеггер) и Клейтон(Дэйн ДеХаан), приемные девочки друзей Рэтлифф — Маргарет(Софи Тернер) и Марта(Одесса Янг), дочь Кэтлин — Кейтлин Этуотер(Оливия ДеДжонг).
Трагические события стали испытанием для них. Но то, что держалось в семье за закрытыми дверями, выходит наружу: проблемы с деньгами, алкоголем или тайной сексуальной жизнью родителей. И хотя всю тяжесть событий несет Майкл, им тоже приходится быстрее повзрослеть и искать точки опоры, и переосмысливать снежный ком событий и обрушившуюся дурную славу, выбирать сторону — обвинения или защиты. Травма продолжает влиять, и сериал пытается увидеть ее последствия. Они сказались и на выборе профессии, и на том, как складываются отношения между ними. У Марты Рэтлифф появились тревога и беспокойство после смерти Кэтлин, девушка стала психотерапевтом и помогает людям с такими же проблемами. Трещины все равно образовались и разрушили связи.

Во-вторых, это судебно-криминальная драма. Часть действия наблюдает за следствием, сбором улик и обвинений, судебным процессом, подготовкой защиты. Сериал реконструируют все вероятные гипотезы и собирает разные точки зрения. Успевает показать издержки судебной системы, которая занята рассказыванием историй для присяжных, а не сбором доказательств.
По мере развития действия цепляет тюремную драму Майкла Петерсона, который продолжает бороться за себя.
В-третьих, это появление съемочной группы Она начинает снимать документальный фильм и вторгается в жизнь семьи Петерсон, добавляя приставку «мета» в сериал. Шаг за шагом фиксируют на пленку семейные обеды, интервью, разговоры Петерсона и его семьи на протяжении длительного периода, собирая километры материала. Режиссер фильма Жана-Ксавье де Лестрейд становится одним из важных персонажей сериала. А влюбленность редактора Софи Брюнет(Жюльет Бинош) в Майкла Петерсона мифологизирует историю, попадая в ловушку творца, пытающегося познать реальность через линзу объектива.
И четвертое — личность Майкла Петерсона. История не была такой интересной, интригующей без такого сложного и талантливого человека.
Роль исполняет Колин Ферт, это одна из интересных работ актера. Он раскрывает героя без ханжества во всем диапазоне поведения, чувств. Природное обаяние и безупречная осанка мистера Дарси(где-то всегда витает в подсознании) сбивает аудиторию с толку, заставляя невольно симпатизировать и задавая вопрос — виновен ли человек только оттого, что он вам не нравится. Да, он лжец, высокомерный, манипулятивный, эгоистичный, даже ленивый, но и заботливый отец, любящий муж, творческая натура.

Еще один момент, который мне нравится, голос дан Кэтлин. Жертва обычно самое молчаливый персонаж в криминальных драмах, в сериале имеет субъектность. Реконструкции в прошлое дают Кэтлин возможность вернуться и рассказать о себе, какой она была, о чем думала и переживала последние дни. Каким был брак Майкла и Кэтлин.
Тони Коллетт достоверно-трагична в роли уставшей Кэтлин, кормилицы большой семьи, находящейся в цейтноте груза проблем от летучих мышей на чердаке до безумного страха увольнения.
В актерском составе второго плана также можно найти немало талантов: Дейн ДеХаан, Патрик Шварценеггер, Софи Тернер, Одесса Янг, Оливия ДеДжонг, Майкл Стулбарг и Розмари ДеВитт.
«Лестница» Кампоса однозначно не понравилась реальным участникам событий. И не должна. Драматическое изложение имеет совсем другую цель, и уж точно не дословное изображение реальности. Это способ рассказать человеческую драму Кэтлин, Майкла и остальных участников событий. Само название «Лестница» только в художественном изложении становится метафорой, обрастает символизмом, смыслом.

В сериале прослеживается четкая авторская позиция — отстранится от прямого высказывания, попытаться представить историю с разных сторон, быть объективным насколько возможно, показывать, а не обвинять, побуждать к разговору зрителей, а не читать мораль. И что еще более важно. Несмотря на сложную архитектуру сериала, «Лестница» справляется с временными скачками, многослойным действием и количеством персонажей. Сериал не теряет содержательности при такой, казалось бы, громоздкой форме, не разваливается на части, держит темп и развитие. Помогает сериалу, если оставить за рамками профессиональные качества творческой команды, сочувственное отношение к каждому персонажу и глубокая человечность. И принятие неопределенности главного вопроса истории: «виновен или не виновен». Это остается вне нашего знания, может быть, навсегда.
P.S. Сейчас Майклу Петерсону 79 лет, он живет один в квартире в Дареме, Северная Каролина. Он написал две книги, рассказывающие его версию истории. Выручка от продажи книг идет на благотворительность.
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов, если вам там удобнее