Кларк — шведский сериал о знаменитом преступнике Кларке Олофссоне
Билл Скарсгард играет шведского преступника Кларка Олофссона в сериал «Кларк»

Сериал «Кларк» рассказывает о шведском преступнике Кларке Олофссоне, который терроризировал шведское общество на протяжении 70-х и 80-х годов. Он стал криминальной поп-звездой и любимцем СМИ.
Одно знаменательное событие сделало Олофссона известным на весь мир. В 1973 году происходит ограбление Стокгольмского банка на площади Норрмальмсторг. Он на тот момент сидел в тюрьме, когда его бывший сокамерник Ян-Эрик Олссон ворвался в банк и взял заложников. Он требует своего подельника Кларка, власти идут навстречу. Таким образом, они провели пять дней и ко всеобщему удивлению, заложники сблизились с Олофссоном и Олссоном. Впоследствии они просили о смягчении приговора для своих похитителей. Хотя грабители были приговорены к длительным срокам тюремного заключения, апелляционный суд отменил приговор Олофссону. Таким образом в истории человечества появилось новое понятие «Стокгольский синдром».
Переосмыслить личность Кларка взялся шведский режиссер Йонас Окерлундо. Вначале карьеры он снимал видеоклипы для таких артистов, как Мадонна, Бейонсе, Оззи Осборн и Rammstein.
Начало сериала напоминает по тону «Заводной апельсин». Молодой Олофссон проверяет мир на прочность и пускается во все тяжкие. Пьяные вечеринки сменяются мелкими кражами, угоном автомобилей и грабежами банков, однажды Кларк и компания попадают на дачу премьер-министра Улофа Пальме. Выпивают дорогой коньяк, и Кларку удается сбежать, подарив главе государства байку: «Когда-нибудь вы будете рассказывать, что держали на мушке Кларка Олофссона и промахнулись».

Его жизнь полна невероятных приключений, в которые порой трудно поверить, поэтому в сериале есть нарочитая веселость и легкость. Это безумная черная комедия на грани фарса.
Он сбегал из тюрьмы 17 раз, сериалу приходится следовать фактам биографии и несколько повторяться. Кларк совершает преступления, влюбляется в красотку, занимается с ней сексом, бросает девушку, сбегает в очередной раз из тюрьмы и так по кругу, или несколько перемешав последовательность.
Образ беззаботного, благородного негодяя подкупает умом и обаянием и притягивает зрительские симпатии.
Режиссер сериала Йонас Окерлунд удерживается от оценок личности Олофссона. Он дает ему сломать четвертую стену и рассказать свою выдуманную историю. Благо события настолько невероятны, что отличить правду от лжи уже не представляется возможным. В начальных титрах сериал предупреждает, что основан на правде и лжи.
Сознательно выбирая легковесное настроение и ироничный тон, мастер использует монтаж и видеоряд музыкального клипа и насыщает фильм всеми возможными кинематографическими приемами: черно-белые ретроспекции под архивные записи и домашнее видео, анимация в стиле комиксов, музыкальные номера, разные стилизации, игры с форматом изображения, быстрый темп. Этот визуальный фейерверк создает особую реальность, в которой Кларк существует, подчеркивая нарциссические качества персонажа.

Сериал балансирует между архетипом трикстера и судьбой реального человека.
Как архетип персонаж обладает неуязвимостью и удачливостью. Из любой самой безумной ситуации он выходит сухим из воды (если не считать очередной посадки тюрьму). Он разбивает устои и заставляет неповоротливую систему меняться. Революционные и распутные 70-е, когда начинается слом так называемых традиционных устоев, способствуют появлению такой личности. У Кларка со всеобщим благом не задается, и борцом за справедливость он так и не становится. Но помогает авторам сериала иронично поностальгировать, вспоминая 70-е.
Как человек он должен состояться, разделяя существование с другими людьми и преодолевая собственные травмы. Но его стратегией становится убегание, избегание длительных отношений связей. Неприглядная правда говорит о трудном детстве — жестоком отце, психическом расстройстве матери, неприкаянности ребенка Кларка.
Как личность и персонаж он, так и не развивается дальше. К финалу раздутое эго истощается, теряется смысл, юмор становится несмешным. Наружу прорывается корыстная натура, насилие, манипулятивность героя. Мир, который вращался вокруг него, сжимается, люди вокруг исчезают. Но человек продолжает немыслимый бег и безумную игру, теперь больше от страха наконец остановиться. Жизнь благородного разбойника продолжает замкнутый круг: «Украл, выпил — в тюрьму! Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!»
Обаяние Кларка поддерживается феноменальной игрой Билла Скарсгарда. Актер сыграл блестяще. Его взгляд на Олофссона полон очарования, харизмы, опасности и сексуальной привлекательности; от него глаз не оторвать! Он хитрый, сумасбродный, несчастный, неприятный, самодовольный, но жутко обаятельный.
Реальный Олофссон продолжал заниматься контрабандой наркотиков и был арестован, в последний раз он вышел из тюрьмы в 2018 году. Сейчас он живет в Бельгии. Ему 75 лет. Имеет шестерых детей. И если бы вы поговорили с ним сегодня, он бы сказал, что очень доволен своей жизнью и карьерой, ни о чем не жалеет. «Если я не могу быть лучшим из лучших, по крайней мере, я могу быть лучшим из худших».
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов, если вам там удобнее
Иллюстрации: https://www.imdb.com/