«Мальчик и птица». Всё, что известно о последнем фильме Хаяо Миядзаки
Предстоящий японский анимационный фильм «Мальчик и птица» является самым ожидаемым проектом знаменитого режиссера и художника Хаяо Миядзаки
Влияние анимации Хаяо Миядзаки огромно и, бесспорно, как на мировой кинематограф, так и на каждого зрителя, попавшего под обаяние его фильмов. Самый известный фильм «Унесенные призраками» получил «Золотого медведя» на Берлинском международном кинофестивале и премию «Оскар» за лучший анимационный фильм. Этот фильм также считается одним из величайших фильмов 2000-х годов. Но стоит упомянут и другие бессмертные, ставшие классическими, фильмы: «Служба доставки Кики», «Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок» и «Принцесса Мононоке». В сентябре 2013 года, после выхода «Ветер крепчает» Миядзаки объявил о завершении карьеры режиссера.
Но спустя три года он вернулся, чтобы снять свой самый последний, может быть, самый личный фильм. Миядзаки потратил семь лет на создание нового проекта. Он по-прежнему сам рисует большинство кадров в каждом фильме, исчисляемых десятками тысяч, и пусть скорость мастер(в январе ему исполнилось 82 года) сейчас невелика 1 минуты анимации в месяц, лишь изредка он прибегает к компьютерным изображениям. Это будет 11-й художественный фильм Миядзаки и 10-й фильм со студией Ghibli.
Новый проект он посвятил своему внуку, это выглядит как завещание молодому поколению от мастера. В международном прокате картина выйдет под названием «Мальчик и цапля», в России — «Мальчик и птица». Первоначальное название «Как поживаете?» было заимствовано у романа 1937 года Гэндзабуро Ёсино. Но это не экранизация книги, оригинальный сценарий написан Миядзаки. Они схожи тем, что рассказываются история взросления мальчика, претерпевающим духовный рост.
Когда выйдет «Мальчик и птица»
Тихая премьера состоялась в кинотеатрах Японии компанией Toho 14 июля 2023 года. Studio Ghibli отказалась от обычного продвижения фильма. Не был выпущен трейлер или каких-либо рекламных материалов, только постер с цаплей. Неясно, является ли это намеренной стратегией, рассчитывающей на имя автора, или способ уберечь его от возможного зрительского непонимания, или признак того, чтобы ограничить дополнительные финансовые потери.
В интервью ведущий продюсер Studio Ghibli и давний соратник Миядзаки Тосио Судзуки объявлил, что студия ничего не расскажет о фильме до того, как он появится в кинотеатрах, добавив: «В глубине души я думаю, что это то, чего втайне желают кинозрители. Идея, возможно, состоит в том, чтобы позволить фанатам пойти и посмотреть фильм без каких-либо предубеждений и остаться в благоговении».
Мировая премьера состоится на Международном кинофестивале в Торонто 7 сентября 2023 года, что сделает его первым японским фильмом и анимационным фильмом, открывающим фестиваль. Кэмерон Бейли, генеральный директор TIFF, сказал: «Для нас большая честь открывать 48-й Международный кинофестиваль в Торонто работой одного из величайших художников кино. Уже признанный шедевром в Японии, новый фильм Хаяо Миядзаки начинается с простой истории потери и любви и превращается в потрясающую работу воображения».
Творческая команда фильма
Над проектом «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки помогает его команда студии Ghibli. Тосио Судзуки выступает в качестве продюсера. Соучредитель и бывший президент Studio Ghibli, Судзуки известен как давний сотрудник Миядзаки и один из самых успешных продюсеров Японии. Музыку пишет Джо Хисаиси. Композитор работал над всеми предыдущими фильмами Миядзаки. Режиссер анимации — Такеши Хонда. Он опытный аниматор, работавший над «Евангелионом», «Актрисой тысячелетия» и многими другими.
О чем «Мальчик и птица»
Несмотря на то, что студия не представила официальный логлайн, в сети появились спойлеры после просмотра фильма в Японии. Главным героем является мальчик по имени Махито. Он потерял мать во время авианалета во время войны. Год спустя отец Махито (Такуя Кимура) женится на младшей сестре своей покойной жены, Нацуко (Ёсино Кимура), и семья переезжает загород. Махито переходит в новую школу, где у него начинаются проблемы с одноклассниками. Он также не в силах принять Нацуко как свою новую мать.
Однажды он встречает говорящую цаплю (Масаки Суда), которая манит его в таинственную волшебную башню, говоря, что его мать жива. Мальчик замечает, как Нацуко также скрывается в башне. Махито намеревается спасти ее. Он входит и переносится в альтернативный мир, полный магии, где его ждут как друзья, так и враги…
Этот фильм в большей степени содержит черты биографии Миядзаки. В возрасте трех лет Хаяо Миядзаки пережил воздушный налет в Уцуномии, куда его семья эвакуировалась из Токио. Его мать была больна туберкулезом позвоночника. Первые несколько лет(всего девять) она провела в больнице. Мать Ёсико Миядзаки была строгой, умной, независимой в суждениях женщиной. Он был сильно к ней привязан. Считается, что она вдохновила многих женских персонажей режиссера.
Его отец работал в авиационной компании и руководил заводом по производству боеприпасов, производившим крылья для истребителей Mitsubishi A6M Zero. Когда Миядзаки стал старше, он стал обвинять отца как в том, что он нажился на войне, так и в том, что он никогда не выражал стыда или вины.
И все же Миядзаки примирился и писал в своей книге «Точка отчета» 1995 году: «Я такой же, как он — человек противоречий: режиссер, который осуждает распространение символов, но и способствует этому; художник, посвятивший карьеру детям, но редко бывавший дома и не заботившийся о своих; защитник окружающей среды, который не может отказаться от своих сигарет или хрипящей машины; мнимый луддит, который упивается механикой современных транспортных средств, но старается «не рисовать их так, чтобы еще больше подпитывать одержимость властью»; пацифист, любящий военные самолеты; одиночка с мрачным взглядом на то, как цивилизация растратила дары планеты, который, тем не менее, снимает фильмы, подтверждающие ценность человеческой жизни».
Первоначальные отзывы были неоднозначными. Некоторые критики писали, что это шедевр, некоторые зрители были разочарованы — они отмечали разрозненность истории, медлительность действия.
Но как сказал в интервью «Нью-Йорк таймс» Миядзаки: «Я снимаю этот фильм, потому что у меня нет ответа».
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской