«История о супружестве» Ноа Баумбаха — меланхоличный и нежный портрет развода
Расставание как сладкая печаль в последнем фильме «История о супружестве/Marriage Story» Ноя Баумбаха на Netflix, в главных ролях Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер
Пронзительная история любви, которая не кончается, несмотря на развод. «История о супружестве/Marriage Story» не ставит задачу вытаскивать причины почему люди расстаются, не ищет виноватых. Ведь на самом деле разводятся не из того, что перестали любить друг друга. Брак для героев стал тормозом в развитии. Такое соединение и превращение двоих в одно, кому-то приходится наступать на горло собственной песни, отдавая время, мечты, чувства. Начинает расти сопротивление, непонимание — что со мной происходит, куда я иду, что будет дальше. Накапливаются обиды, претензии, разногласия, скука, которые перевешивают чувство. Обычная история.
Наверное да, но между эго двух людей находится их общее произведение — восьмилетний сын. Творческая семья — Николь (Скарлетт Йоханссон) и Чарли (Адам Драйвер) в процессе расставания. Он режиссер, она актриса. Они идеальная, красивая пара. У них восьмилетний сын Генри(Ажи Робертсон). Она хочет жить и работать в Лос-Анджелесе. Здесь ее корни, семья и кино-теле творческая среда и новая роль в пилоте. Он — известный театральный режиссер в Нью-Йорке, которому предлагают спектакль на Бродвее. Географическое разделение становится метафорой того, как далеко они разошлись.
Фильм «История о супружестве» начинается с заметок, написанных по просьбе консультанта по брачно-семейным отношениям. Это живые слова и эмоции — они милые, искренние, глубокие иллюстрируют их глубокие чувства к друг другу. Эти связи — то, что навсегда останется с ними, по которым им предстоит затосковать. Интеллигентные люди разводятся без ссор и скандалов, дело стопорится на разделение опеки над сыном. Вмешиваются адвокаты. С одной стороны, устанавливают доверительные отношения с клиентами, выпытывая всю подноготную, становясь друзьями. С другой стороны, не стесняются в средствах, в амбициях выиграть любой ценой, не беря во внимание желания клиента. И то, что должно быть дружеским разводом, теперь превратилось в грязную борьбу за то, кому принадлежит диван, кто сколько денег получит и, самое главное, кто главный опекун Генри.
Эта история эмоциональна близка Ноа Баумбаху. Он имеет опыт собственного развода и родителей, прочувствовал ситуацию. Но Баумбах сохранил мягкий подход к проблеме с иронией и сердцем, находя человеческое, иногда банальное в бесчеловечном процессе. Фильм движется от одного персонажа к другому. У режиссера нет любимчиков, он не дает зрителю принять сторону одного из героев, а ты сочувствуешь обоим. Они в кризисе, ситуация истощает морально и финансово. Николь и Чарли встречаются, чтобы наконец выговориться. Словесная перепалка переходит в крик, как шанс излить свои страдания. Эта сцена снималась два дня с большими перерывами, настолько эмоционально она выматывала актеров Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера.
Это раны, которые не перестают кровоточить, только не заметны для окружающих. Во время встречи с социальным работником Чарли случайно порезал предплечье, смутившись, женщина уходит, а кровь не останавливается, продолжает капать на пол, ковер.
Режиссер подчеркивает двойственность и сложность расставания двух любящих людей. В монологе Нора(Лора Дерн) адвокат Николь говорит, ты не можешь сообщать о недостатках, потому что должна быть идеальной. То, что прощается мужчине, никогда не сходит с рук женщине. Несмотря на привилегии пола, проигравшим оказывается Чарли. Ему приходится подстраивать расписание, чтобы видеться с сыном. Он тяжело переносит одиночество и труднее принять и начать жить дальше.
Каждому режиссер дает голос. Они поют свои песни. Николь исполняет на вечеринке песню «Вы могли бы свести человека с ума» из сериала «Отчаянные домохозяйки», ей помогают сестра и мать. Вернувшись в Нью-Йорк, Чарли поёт «Быть живым» в баре с театральными друзьями. Эта песня из мюзикла Стивена Сондхайма «Компани», которую исполняет одинокий Бобби. Он хочет любви, прочной связи, тесного контакта. В то же время, он боится этого, как огня, не может решиться. Песня заканчивается так: ради ощущения близости, и несмотря на грядущий провал, отношения того стоят.
В финале фильма «История о супружестве» Чарли находит и читает с сыном заметки Николь, которые она отказалась зачитывать у психолога. С трудом сдерживая слезы, его поглощает горечь об утраченном счастье и никогда не исчезающих связях, раскрывая природу любви, которая выживает, несмотря на потерю и смерть брака. Но этого оказывается недостаточно, чтобы быть вместе.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской