«История Лизи» — адаптация любимого романа Стивена Кинга
Стивен Кинг — один из самых популярных писателей в мире, поэтому неудивительно, что его романы и рассказы регулярно адаптируются. Почему-то Кингу не везет, хорошие экранизации редки. И, к сожалению, многообещающая История Лизи не попала в их число, даже несмотря на то, что писатель сам написал сценарий
По словам Кинга, «История Лизи» — его любимая книга и одна из самых личных. Она написана как дань уважения Табите, его жене. Они в браке более сорока лет. В 2003 году, Кинг болел пневмонией и долгое время находился в больнице. За это время жена решила переделать его кабинет. Когда он вернулся, то увидел упакованные в коробки рукописи. Это был мрачный взгляд на мир без него, такое превью собственной смерти.
Сюжет рассказывает о вдове писателя Лизи (Джулианна Мур), которая пытается смириться с горем. Скотт Лэндон умер два года назад, но она продолжает жить воспоминаниями. Весь кинговский набор существует и в этом произведении — травмированное детство, неистовый маньяк-фанат, сумеречная зона, тонкая грань безумия. Все элементы переплетаются, выстраивая путь восстановления самости Лизи. Они были бездетной парой около двадцати лет и образовали неделимое целое. Лизи предстает как вторая половина Скотта, неприметная для окружающих, но несомненно важная для него.
Сериал «История Лизи» обещал стать явлением года как минимум. Потому что Кинг сам писал сценарий и присутствовал на съемках. Поставил сериал Пабло Ларраин, талантливый чилийский режиссер, его фильм «Нет» был номинирован на Оскар, как лучший иностранный фильм. Талантливый актерский состав — Джулианна Мур и Клайв Оуэн, Дженнифер Джейсон Ли, Дэйн ДеХаан, Джоан Аллен. Сериал полон великолепных визуальных эффектов и завораживающей музыки Криса Кларка.
Самый большой грех для телешоу, это то, что оно скучное. Есть великолепные медитативные фильмы, которые интересно разглядывать и наслаждаться именно медленным и постепенным повествованием. Но то, что великолепно смотрится в кино не выдерживает сериальный формат. Перенос литературного произведения в мир сериала оказался труден для сценариста Кинга. Пытаясь избежать «эффекта чемодана» в экранизациях, когда втискивается все, что есть в книге в два часа, сценарист Кинг завязает в повествовании, лавируя между реальностью, воспоминаниями и мистическим миром.
Чем больше автор пытается объяснить воображаемый мир писателя, тем более пустым и абсурдным это становится. Гипертрофированная детская травма кажется претенциозной и неуклюжей. Переходы между воспоминаниями, снами и реальностью желая сохранить интригу, затягивают действие. Кажется, что писатель наступает на свои же грабли и не смог передать дух, стиль литературного произведения в визуальной среде.
Спасает положение актерская игра Клайва Оуэна и особенно Джулианны Мур в роли Лизи. Между персонажами есть химическое взаимодействие, которое передает сложность брака Скотта и Лизи и сильную эмоциональную связь. В их устах часто неловкие диалоги звучат естественно, преодолевая несовершенство материала. Мур убедительно демонстрирует печаль, оцепенение, отчаяние и силу персонажа. В лучших сценах с ней есть трагедия и красота, которые возвышаются над сентиментальностью и достигают глубины. Героиня потеряна в горе, ее воспоминания вторгаются и затмевают реальность. Даже если остальная часть телешоу кажется вам полной катастрофой, стоит посмотреть на работу актрисы.
Но в образе Лизи есть существенный недостаток. Она так и остается пустой оболочкой. По сути, это история о писателе Скотте Лэндоне, рассказанная через Лизи. Говорится, что Лизи особенная, она смогла дать Скотту заземление, в котором он нуждался в реальном мире. Но мы так ничего не узнаем о ней самой, личном прошлом. Кроме того, что она вступает в спаринг с двумя сестрами. Она настолько соединена с мужем, что ее индивидуальность размыта. А депрессивная атмосфера и уход в воспоминания и чужую жизнь заслоняет остальной большой мир.
Визуальный стиль Пабло Ларраина соединяет ужасное и прекрасное в воображаемом мире. Он безмятежен и поэтичен, таинственен, в нем ощущаются мнимые и явные опасности, и то, что называют ужасно-прекрасным, захватывающим дух. Он строится на контрасте и сочетании синих и красно-оранжевых тонах и отлично гармонирует с проникновенной музыкой Кларка.
В лучших сценах это выглядит потрясающе, но не выходит целого произведения. Талантливые актеры и визуальный стиль, музыка, и необычный ритм и темп должны были сделать «Историю Лизи» триумфальной. Но почему все это, соединяясь, не работает и не превращается в чудо, ведя зрителя к катарсису, большой вопрос???
История Лизи — еще одна неудачная, но, безусловно, красивая адаптация Стивена Кинга. Ну что ж короли тоже терпят поражения, и они королевские.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com