Игрушка для взрослых — сумасшедшая комедия в стиле «Черного зеркала»
Кристин Милиоти избавляется от цепей любви в сериале «Игрушка для взрослых», созданному по роману Алиссы Наттинг
Тема технологий и как они влияют на нашу жизнь, часто исследуется в кино и на телевидении. По-настоящему эта тенденция началась с успеха «Черного зеркала» Чарли Брукера. Сериал был снят в жанре мрачной и пугающей антиутопии и показал, насколько страшным может быть телевидение. С тех пор тон смягчился, может быть, повлиял последний ужасный год пандемии, и антиутопии предпочитают становиться комедиями, приправленные черным юмором.
В апреле вышел сериал «Игрушка для взрослых», который вдохновлен одноименным романом Алиссы Наттинг. Создали его Кристина Ли, автор сатирического комедии «В поиске», и Патрик Сомервилл. Он написал сценарий для странного футуристического «Маньяка» с Эммой Стоун и Джоном Хиллом. Они — спецы, умеющие создавать сумасшедшую и мрачную смесь из антиутопий и черного юмора.
Главная героиня Хейзел уходит от мужа, громко хлопнув дверью, то есть канализационным люком. Она выныривает в пустыне с указывающим вверх пальцем и в вечернем с пайетками платье, единственной вещью, оставшейся от прошлой жизни.
Хейзел Грин — жена компьютерного гения Байрона Гоголя. Однажды она узнает, что муж хочет вживить ей в голову чип, а затем синхронизировать сознания, чтобы всегда и навеки быть вместе. Хейзел, пытаясь утопиться в бассейне, оказывается в канализационной трубе и бежит из рая. Но чип уже имплантирован. Поэтому муж спокойно наблюдает за приключениями жены. Пока любимая добирается до захудалого трейлера, где живет слегка спятивший от одиночества отец, выбравший в подруги дней суровых синтетическую Диану.
Гоняя назад и вперед по временной шкале, авторы рассказывают предысторию пары. Трудное детство Хейзел прошло в отсутствии любви и денег. Желая подняться из социального дна, промышляя обманом, она сама попадает в ловушку Байрона, который на первом свидании решает насущные для Хейзел вопросы щелчком пальцев. Естественно, у нее не остается никакого выбора, как в духе романтической феерии вымолвить «Да». Легкомысленная и легковерная Хейзел так похожа на нас. Возможности технологий кажутся такими привлекательными. Ведь мы также часто поддаемся импульсу, и желанию решить всё с помощью волшебной таблетки, чтобы избежать этой идиотской ответственности за свою жизнь.
Каким-то образом Хейзел и Байрон просуществовали целых десять лет. И Хэйзел приспосабливалась к всевидящему оку технологий, к их вездесущей навязчивости, вплоть до оценок последнему оргазму. Но чип стал последней каплей.
Особого внимания заслуживает Байрон Гоголь (Билли Магнуссен). Странное имя, состоящее из фамилий двух писателей. От гениальных «родителей» ему достались кое-какие качества: как байронический герой он эгоистичен, высокомерен, циничен, как отпрыск русского писателя — эксцентричный интроверт. А еще в ассоциации напрашивается Гугл. В целом этот персонаж — пародия на Илона Маска, на всех гениев Кремневой долины с их технооптимизм, решающим все вопросы человечества. Хотя у Байрона Гоголя могут быть и другие литературные предки: Франкенштейн, профессор Хиггинс или Пигмалион. Байрон живет в высокотехнологичном комплексе под названием Хаб, состоящем из футуристических кубов, в которых трудно разделить реальность и виртуальность. Он расположен вдали от внешнего хаоса. Здесь всегда хорошая погода и безмятежная голубая вода в бассейне. Из такого рая бежит неблагодарная Хейзел!
Байрон по-своему любит жену. Его отношение к Хэйзел колеблются между обожанием и собственническим детским желанием раскрутить любимую игрушку.
Героя не превращаются в одномерного социопата. В конце концов, он не первый гений, мечтающий разобраться чего на самом деле хотят женщины, игнорируя при этом самое простое решение. Он действует из самых благородных побуждений и по-своему наивен, возлагая надежды на дурацкую теорию, что синхронизация положит конец неверности, недопониманию и ссорам, и позволить парам плавно слиться в единое блаженное сознание.
Разве его желание не резонирует с человеческим любопытством — познать человека, залезть к нему в мозг, и узнать, как он думает и что думает. А с другой стороны, это прекрасный способ улучшить человеческую породу с помощью чипов — увеличить память, повысить работоспособность, выучить языки.
Да он оторван от реальности, как и многие из нас, сидящие, работающие, общающиеся в сети. А наше желание контролировать все и вся. Так что, пожалуйста, загляните в собственное черное зеркало.
Писательница Наттинг взялась за роман «Игрушка для взрослых» в период долгого и мучительного развода. Сатирические моменты на патриархат, часто скрытое насилие в семейных отношениях присутствуют, но не заслоняют другие вопросы.
«Игрушка для взрослых» уловила наше общее ощущение хаоса и осознание того, что мир всегда находится на грани краха. Однако это ощущение сменяется другим страхом, что нас всех сейчас чипируют, и начнется бесконтрольная слежка со стороны как корпораций, так и государства. Ситуация с Хейзел ставит перед нами серьезные вызовы, чем вы готовы заплатить в обмен на легкую жизнь потерей свободы, конфиденциальности или даже независимым мышлением. И где проходит граница личного, тайного, неприкосновенного, за которую не стоит пускать никого. Надо ли, чтобы в браке Я+Я превращались в единое целое Мы.
Пока нам остается смеяться сквозь слёзы, и в сериале именно это и происходит. У «Игрушка для взрослых» емкие и быстрые получасовые серии, достаточно адреналиновые. А ужасы и великие идеи уравновешиваются сюрреалистической комедией и потрясающей игрой Кристин Милиоти. В актрисе есть редкое качество — сочетание трагедийности и комичности. Рэй Романо играет отца Хейзел, Герберта, жалкого вдовца, который живет в пустыне с синтетической партнершей Дианой. Билли Магнуссен в роли байронического Гоголя.
А пока тут рассуждали, Илон Маск таки вставил чип, правда пока только в обезьяну.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com