Ностальгический «Этот город» Стивена Найта
Последнее творение Стивена Найта, сценариста «Острых козырьков», «Этот город» рассказывает историю молодых людей, для которых спасает музыка Ска
Отец «Острых козырьков» Стивен Найт создал романтическое любовное послание к музыке Ска и собственной юности под названием «Этот город».
Действие происходит в 1981 году. Это было тяжелое время для Британии — начало правление Тэтчер, экономический спад, безработица и инфляция, обострение политической борьбы, рост преступности и расовой напряженности.
Но черпая вдохновение у своих предшественников — ямайских мигрантов, в противовес экономике лавочников в Ковентри возрождается двухцветная, черно-белая(это буквально, расовый состав был смешанные, и музыканты использовали в одежде и атрибутике черно-белую гамму), двухтональная музыка Ска. Появляются будущие звезды Madness, Selecter, The Beat, Bodysnatchers и The Specials. Несмотря на легкий танцевальный тон из ритмов регги, риффов панк-гитары и духовых инструментов, эта музыка была заряжена острой социальной повесткой, говоря о неравенстве, расизм, бедности. Название сериала позаимствовано у самой известной песни The Specials, определившей эпоху, «Город-призрак».
Найт, проводя параллели с настоящим, возвращается в Ковентри, где рождается обобщенное альтер эго The Specials и других групп Ска.
Главного героя зовут Данте. Он чудак, пишет стихи, влюбляется в девушку из музыкального магазина, потому что у Поэта должна быть Муза. Но Беатриче отказалась от чая, несчастный отправился бродить по опасным улицам Ковентри. Он попадает в стычку полицейских и протестующих. Получает удары дубинками, знакомится с Джинни Киф, девушкой, которая тусуется со cкинхедами (в те дни они еще не были крайне правыми, а только частью британских подростков из рабочего класс). Джинн пишет музыку, которой не хватает стихов, чтобы стать песней. Так возникает идея — объединиться и создать группу.
У Данте есть старший брат Грегори (Джордан Болджер), имеющий прозвище Вергилий, с криминальным прошлым. Вначале сериала он находится в составе британской армии в Северной Ирландии. Он такой же странный, как и брат, совершенно не выписывающий в армейский порядок. В Белфасте, распугав местную детвору, высунувшись из люка БМП, он слушает пение птиц.
Его отправляют домой на похороны любимой бабушки, смерть которой спровоцировала таинственная дама из ИРА. Грегори играет решающую роль в будущем молодых звезд, как истинный Вергилий, он становится проводником, преодолевая несколько кругов ада реальности и вытаскивая их из рутины обычной жизни. Актер Джордан Болджер создает одного из самых притягательных персонажей сериала. Он уже работал со Стивеном Найтом в «Острых козырьках», но и тема сериала «Этот город» так же, как и создателю, ему близка, он родился и вырос в Ковентри.
Забавно, как классическая литература, помещённая в пространство 80-х, отзывается во времени и резонирует с текущим ужасом и абсурдом. Но современный Данте не спускается в ад, он в нем находится. Времена никогда не бывают легкими, начало 80-х — это времена Смуты и голодовок активистов ИРА, забастовки шахтеров, рост криминала, подъем молодежной мультисубкультуры, наркотики, бедность. «Этот город» аутентично воссоздает мир простых людей из рабочего класса, живущих в многоэтажках, английских «хрущевках», которые мало чем отличаются от общего тусклого урбанистского стиля. Не имея возможности исправить вечно сломанный мир, поэт погружается в выдуманный мир слов, переосмысляя реальность, но одновременно борясь и защищаясь от нее.
Некоторое противостояние поколений в сериале показано через конфликт кузена братьев Бардона и его отца Имона, который состоит в ИРА. Он почему-то уверен, что великое предназначение Бардона умереть в застенках английской тюрьмы, и втягивает сына в опасную деятельность организации, которая в сериале имеет черты фанатичной религиозной секты. Он сопротивляется нарративам, которые навязываются родителем.
Молодое поколение настроено аполитично и против любого насилия и войны, но ему явно не хватает ресурсов, чтобы противостоять мощным организациям, как преступным, так и государственным. Самовыражение для них важнее общего блага.
Старшее поколение неоднородно и разбавлено всепонимающим звеном — Мишель Докери в роли наркоманки-матери Бардона и Николас Пиннок в роли отца Данте и Грегори. Эти неудачники воплощают природу амбиций, утраченные надежды и разочарования.
Так собирается группа аутсайдеров под названием «Fuck the factory», для которых музыка — единственный выход покинуть порочный круг. Они это прекрасно осознают, поэтому преодолевают препятствия и противников с юношеским энтузиазмом и неукротимым творческим духом.
В сериале не так много своей музыки, как можно было бы ожидать. Хиты Джимми Клиффа, Селесты, Грегори Портера, Оливия Дин, Рэй Лорел возникают как фон эмоционального состояния героев. Песни Данте написала поэтесса Кей Темпест, а Дэн Кэри сочинял музыку и работал с актерами, которых учил играть песни для шоу.
Сериал откровенный, честный и поэтичный с талантливым текстом. «Этот город» колеблется между мрачным гиперреалистическим и идиллическим творческим пластом.
Можно его обвинить в недостаточной глубине, шаблонности(он во многом вторит фильму Джона Карни «Рок-н-рольщики») и уходу от больных трагических вопросов, как и многие другие произведения Стивена Найта. Все же сериал представляет собой сублимацию ностальгии его создателя. История кажется глубоко личной. Такая переработка прошлого более позитивной, нежели ресентимент, ведущий к убийству себе подобных.
Это дань уважения тому сложному времени и любовное послание к творческой работе в целом и музыке в частности. О ее природе, силе, которая иногда спасает от депрессии и реальности, и все же объединяет всех со всеми, дает надежду на перемены, преображает и исцеляет несмотря на то, что возникает из боли, невозможного «сора, не ведая стыда». Такие произведения, посвященные творческому взлету, обладают свойством — вдохновлять.
«Этот город» отлично стилизован. В шляпах порк-пай, очках и костюмах черных в тонкую полоску музыканты были радостными и злыми, безнадежными и идеалистичными, ностальгическими и новаторскими. Они прокладывали свой путь несмотря на то, что он был предрешен родителями, убогой атмосферой и хаосом вокруг.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com