«Еще по одной» как выход из экзистенциального кризиса
Мировая премьера «Еще по одной» состоялась на кинофестивале в Торонто в сентябре. Фильм насобирал наград на нескольких европейских кинофестивалях. В родной Дании фильм произвел фурор, было продано 800 тысяч билетов. Он стал фильмом № 1 прошлого года

«Еще по одной» снял датский режиссер, соавтор Ларса фон Триера по «Догме-95» Томас Винтерберг. На главную роль приглашен один из самых известных датских актеров — Мадс Миккельсен(Ганнибал), с которым вместе работали над фильмом «Охота». Сценарий написал постоянный автор режиссера Тобиас Линдхольм.
Четверо друзей среднего возраста, работающих в местной школе, Николай(Маунус Миллан) — психолог, Томми(Томас Бо Ларсен) — тренер, учитель физкультуры, Петер(Ларс Ранте) преподает музыки и Мартин — историю. Каждый из них переживает кризис среднего возраста. Петер — закоренелый холостяк, Николай напротив обременен тремя маленькими детьми. Центр истории — Мартин. Его жизнь благополучна и счастлива — любимая жена, двое сыновей. Только все совсем не так.
Каждый сам по себе. Аника(Мария Бонневи) постоянно работает в ночную смену. Сыновья-подростки отстранённые, занятые своими делами. Преподавание давно превратилось в скучную обязанность. Жизнь — в рутину с погребенными несбывшимися надеждами и мечтами.
Однажды друзья собираются на юбилее Николая в шикарном дорогом ресторане, где под каждое блюдо идет свой эксклюзивный напиток. Застолье начинается с французского шампанского, потом приносят черную икру, а к ней запотевшую бутылку водку. На этом месте, вначале отказывающийся от алкоголя, так как за рулем, Мартин ломается и присоединяется к друзьям. Возникает разговор об эксперименте норвежского психиатра Финна Скэрдеруда. Он утверждает, что человеку с рождения не хватает в крови 0,10% алкоголя, чтобы сделать нас более открытыми миру, более креативными, более энергичными и сообразительными.
На следующий день Мартин, а затем и все остальные решают воплотить эксперимент в жизнь. Они подходят к этому абсолютно серьезно, фиксируя дозу алкоголя, результат занося всё в таблицу. Вначале они на взлете, алкоголь помогает снять внутренние барьеры, и решить кое-какие насущные проблемы. Жизнь вновь обретает цвет и смысл. Но потом возникает мысль: «а не добавить ли нам еще, чтобы улучшить результат». Друзья теряют контроль над привычкой. Последствия предсказуемы, их жизни рушатся.

Героями фильма режиссера Винтерберг часто становятся современные мужчины, как наиболее уязвимая часть общества. Мужчине труднее справляться с жизнью. Когда решены все важные вопросы молодости: женитьба, рождение детей, профессия, оказывается, что и заняться-то больше нечем. Стабильность, размеренность, рутинность — главные опасности, герой теряют связь с реальностью. Он уже не понимает, что уходит профессионализм, что в «семейной лодке» грести должны двое, что сыновья вырастают, что равнодушие заразно, а бездействие опасно.
Мужская компания таких же несчастных по духу оказывается единственной отдушиной. И конечно, спиртное помогает развязать язык и излить душу. Эксперимент на миг возвращает молодость, дает кураж совместной тайны, а затем растворяется в мужской глупости. В жизни нет победителей и проигравших, это не забег на длинную дистанцию, где в конце ждет одно большое счастье. Она сложна, не каждый выдерживает ее натиск — «кряхтя, под ношей жизненной плестись», и не свихнутся. Одна из причин пьянства — это возможность почувствовать себя живым, смириться с бессмысленностью жизни.
Фильм копирует стадии опьянения, сначала это весело и забавно, потом становится отвратительным и безобразным, превращаясь в тяжелое похмелье-расплату, и последнем этапе — просветление.
Томас Винтерберг остается верен манифесту «Догма-95» и следует одному из принципов — правдивость изображения. Фильм снимается ручной камерой, которая имитирует головокружение опьянения и шаткую походку героев. Крупные планы главного героя не дают солгать актёрской игре Мадса Миккельсена. Они фиксируют лицо персонажа, давая возможность проследить за мельчайшими изменениями, как за деталями опьянения: блеск в глазах, так и чувствами персонажа.
Режиссер далеко от морализаторства, скорей он приглашает зрителя стать наблюдателем, посмотреть на ситуацию со стороны. Алкоголь давно является частью человеческой культуры. В фильме есть вставка, где лидеры стран в состоянии опьянения — Ангела Меркель с кружкой пива, пляшущий Ельцин, веселенький депутат парламента. Мартин рассказывает ученикам факты про известных людей, которые не обходились без алкоголя: Черчилль, Хемингуэй.
Фильм начинается с местной забавы старших школьников под названием речной забег с ящиком пива. И как бы не говорили о вреде вещества, люди навряд ли в ближайшее время откажутся от выпивки. Каждый из нас прибегал к его расслабляющему и расковывающему действию. Создатели фильма призывают быть ответственными и понимать риски.
Для Винтерберг фильм глубоко личный, на этапе создания в нем участвовала дочь режиссера Ида. К сожалению, она погибла в автомобильной аварии. Ей было 19 лет. Работа над фильмом стала отдушиной, терапией, спасением для Винтерберга, поэтому он посвятил фильм дочери. Финал планировался другим, более трагическим. Режиссер изменил его и сделал жизнеутверждающим.
Кульминацией фильма является танец Мартина, героя Миккельсена. На протяжении фильма персонаж производит впечатление тяжелого, неповоротливого человека. Его танец — это торжество жизни, в нем столько легкости, восторга, спонтанности. Одно сообщение от дорогого человека сделало его счастливым, и это не алкоголь. Он может быть в жизни человека, но не является тем, что заставляет жить.
Еще про фильмы: Обзор фильма: Дьявол всегда здесь
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com