«Экспаты» — сериал о «трудной» жизни западной элиты, живущей в Гонконге
«Экспаты» созданы и сняты Лулу Ван по роману Дженис Ю. К. Ли «Экспатрианты» 2016 года
«Экспаты» — не самый популярный сериал, но это телешоу со своей атмосферой, стилем, интересным посланием и драматической силой. Это экранизация романа Дженис Ю.К. Ли «Экспатрианты» 2016 года. Занималась разработкой сериала американский сценарист и режиссер китайского происхождения Лулу Ван. Она известна художественным фильмом «Прощание» 2019 года. В сериале «Экспаты» она вновь возвращается к близкому ей уникальному опыту мигранта, человека двух разных культур, но так и не ставшим своим ни в одной из них.
Тема человека, оторванного от родной земли, прекрасная метафора человека в условиях кризиса, неопределенности, смены ценностей. Кроме того, она демонстрирует разобщенную и противоречивую социальную среду людей в таком огромном мегаполисе как Гонконг, используя старое советское клише Гонконг — город контрастов, где неоновый туман и сверкающие небоскребы соседствуют с шумными рынками мелких торговцев и теснотой бедных кварталов.
«Экспаты» рассказывают о трех женщинах, эмигрантах, живущих в Гонконге. Сообщество иностранцев в Гонконге — это узкий круг людей, которые друг друга знают, живут в обособленном богатом районе под названием Пик(The peak) и не знают местного языка, даже если имеют китайские корни. Но любое событие становится известным и предметом обсуждения всего сообщества. Вообще, жизнь сообщества кажется счастливой, благополучной. Они лишены забот по дому, принято иметь прислугу из местного населения и личного шофера.
В центре три героини, американки по рождению. Хилари Старр(Сараю Блю), богатая самостоятельная женщина, у нее свой бизнес, что-то вроде рекламного или пиар-агентства, красивый муж Дэвид(Джек Хьюстон). В браке есть разногласия, недопонимания. Пара пытается завести ребенка. Но Хилари сомневается в само́й себе и партнере, постоянно откладывая это решение.
Мерси, американка корейского происхождения, самая молодая из героинь, с хорошим образованием, но так и не нашедшая своего места в жизни. Она уехала в Гонконг, чтобы сбежать от давления семьи, в частности, матери. Несмотря на степень бакалавра Колумбийского университета, Мерси нанимается на кратковременные работы, живет в захолустье. Она погрязла в комплексе высоких ожиданий, оправдываясь проклятием, невезением.
Маргарет Ву, героиня Николь Кидман, замужем, у нее трое детей. По образованию она ландшафтный дизайнер, но в Гонконге нет садовых участков, и следовательно, она не может работать.
Пропажа ее младшего сына Гаса около 4-5 лет, резвого, немного избалованного малыша, во время прогулки по ночному рынку связывает трех женщин. В тот момент Мерси следила за ним, пытаясь устроится няней в богатый дом, она отвлеклась на телефон, и мальчик исчез. Хилари и Дэвид, ближайшие друзья и соседи Ву, присоединяются к поискам Гаса. В результате которых Мерси и Дэвид становятся любовниками. И Мерси узнает, что беременна.
Драматический градус сериала высок. Поток чувств и эмоции накрывает трех женщин. Кажется, героини несут на своих плечах бремя мира. Они ищут какого-то освобождения от экзистенциального страха в повседневной жизни, но каждая из них чувствует себя пойманной в ловушку собственных обстоятельств, завышенных требований и ожиданий статуса и женственности.
Трагический инцидент выводит наружу скрытые чувства, оставленные на потом проблемы, несбывшиеся мечты, конфликты с родителями. Маргарет полностью поглощена горем, она не замечает других детей, мужа, обвиняя во всем Мерси. Которую съедает чувство вины, и девушка позволяет ему вести себя в нору депрессии. Хилари борется с собственными травмами, игнорируя Дэвида, отношения с которым разрушаются окончательно.
Материнство является камнем преткновения героинь и важным свойством идентичности. Маргарет сокрушается, что не была хорошей матерью, Хилари пытается ее стать, но страх и неуверенность не дают желанию осуществиться. Мерси не понимает, что с ней происходит и просто движется по течению, но новое положение заставляет взять, наконец, ответственность за чувства, поступки, и повзрослеть.
Сериал развивается медленно, постепенно раскрывая жизнь людей чужих в собственной жизни и в этом месте. Есть что-то, что никогда не сделает, не позволит им стать частью Гонконга.
Пятый эпизод выделяется из повествования, он самый длинный. Такой прием «свой микрофильм» в сериале все чаще используется в телевизионных шоу, делая сериалы все более кинематографичными и эстетскими.
Начинается дождь, который набирает силу, превращаясь в тайфун. Жизнь трех героинь отходит на второй план, погружаясь в мир женщин из рабочего класса — домработницы Маргарет Эсси (Руби Руис) и Пури(Амелин Парденилья), которая работает у Хилари. Эсси, пожилая женщина с Филиппин, сын и его семья уговаривает ее вернуться. Но та привязалась к детям Маргарет и чувствует вину из-за пропажи Гаса. А Пури мечтает участвовать в местном конкурсе вокалистов. На протяжении сериала они невидимки, на которых держится повседневная жизнь экспатов. В начале эпизода филиппинские домработницы собираются посплетничать и поиграть в бинго в выходной. Женщины произносят важные фразы, которым подчас трудно следовать: «Нельзя подходить слишком близко. Мы знаем об этих людях все, чего не знают даже их самые близкие друзья».
В отношениях между работодателями и подчиненными есть неопределимое. Как бы они ни старались быть вежливыми и справедливыми, между людьми существует экономическая отчужденность в образовании, воспитании, в культуре.
Но в этом опыте есть противоречие. Несмотря на разрыв имущественный и культурный, наши чувства кажутся общими. Краткие моменты общности, сопричастности, эмпатии сильны в сериале.
Фоном идут протесты, получившие название «Революция зонтиков», они длились 79 дней. И этот мир никак не соприкасается с миром богатых привилегированных мигрантов. Они считают, что деньгами отстояли себе право не интересоваться политикой. Но все же это один город, одна реальность, которая неизбежно влияет и объединяет людей. Каждый опыт ценен, индивидуален. Привилегии и деньги хотя и имеют значение, но не защищают от неопределенности и обстоятельств.
Ву использует красивые решения, показывая духовный путь преодоления героинь, их рост. Однажды они встречаются и разговаривают друг с другом, но в этих свиданиях мы не видим собеседника. Они обращаются как будто к зрителям. Это был один из самых сильных моментов в сериале. Сериал «Экспаты» предлагает трудный путь принятия жизни на ее условиях. Тяжесть бытия окупается жизненным опытом, возможностью идти дальше, разделяя это бремя с неудачниками рядом.
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов
Иллюстрации: imdb.com