«Джентльмен в Москве» — сериал о Внутренней Монголии интеллектуалов-стоиков, сбежавших от тоталитарной системы
Сериал «Джентльмен в Москве» — это адаптация одноименного романа Амора Таулза, рассказывающая о графе Ростове, попавшим под арест в роскошном отеле на три десятилетия
Сериалы о социальной изоляции рождены пандемией коронавируса. Пока создается телешоу, его актуальность падает. Но невероятным образом «Джентльмен в Москве» затрагивает больные точки сейчас, когда злая абсурдность реальности никак не достигнет дна.
Сериал основан на одноименном романе-бестселлере Амора Таулза, «Джентльмен в Москве». К будущему шоураннеру сериала Бену Ванстону (О всех созданиях больших и малых) роман попал во время ковида, и он решил воплотить его для экрана.
Но все же стоит вернуться к роману и к писателю Таулзу, который 20 лет вел жизнь инвестиционного банкира, а потом написал свой первый успешный роман «Правила вежливости», позволивший заняться любимым делом. «Джентльмен в Москве» второй роман Таулза.
Путешествуя, у него возникла идея написать роман о человеке, застрявшим в отеле надолго. А выбор места действия был обусловлен любовью Таулза к русской литературе и непреодолимыми противоречиями в истории России. Оторванность автора от российской «почвы» и умозрительное знание на литературных источниках распространились и на характер телешоу. Оно представляет собой красивую, сказочную историю с ностальгическим оттенком о выживании умного, доброго человека в жестоком тоталитарном режиме.
Поэтому сериал сосредоточен на духовной драме главного героя, чем на политических потрясениях, происходящих за стенами Метрополя. Оправданием некоторых недостатков может считаться то, роман написан американским писателем, а сериал снят для глобальной аудитории.
Для выбора актеров применялся слепой кастинг. Большинство критических высказываний со стороны публики касались именно участия чернокожих актёров в сериале, контрастирующих с заснежённой Россией. СССР гордился бы таким интернационализмом и этническим составом. Хотя на моей памяти всего два фильма с чернокожими актерами — «Цирк» и «Максимка». Поэтому в современном варианте получаем свирепого Фехинти Балогуна в роли Мишки(полное имя Михаил Фёдорович Миндич), разночинца, влюбившегося в дворянскую дочь, большевика с дредами.
В сериалах и фильмах Россия никак не выйдет из порочного круга привычных штампов. Она представляется экзотической, варварской страной, где застолье сопровождается водкой, балалайкой, песней Калинка-малинка.
К сожалению, Джентльмен в Москве не избежал участи. Хотя в меньшей степени, так как Метрополь считался отелем для избранных. Он практически не меняется в своем дорогом убранстве, только красных полотен и портретов вождей становится больше.
Восемь эпизодов для сериала, действие которого происходит практически в одном месте, кажутся чрезмерными. Сериальный формат призван для всестороннего охвата событий и подробных историях и характерах второстепенных персонажей, но «Джентльмен в Москве» сконцентрирован только на Ростове и таланте и популярности Юэна МакГрегора. Актер известен как исполнитель роли джедая Оби-Вана Кеноби из франшизы «Звездные войны». Он попал в ловушку роли, и в последнее время часто снимается на телевидении. Его последняя работа сериал «Холстон», посвящённый жизни модельера Роя Холстона.
В центре истории граф Александр Ильич Ростов. Власть в руках большевиков. Ростов, в надежде найти выживших родных, возвращается в Россию и попадает в руки ЧК как классовый враг. Всплывает стихотворение, написанное в студенческие годы, которое спасает Ростова от расстрела, но его отправляют на пожизненный домашний арест в вымышленный московский отель «Метрополь». Ростов давно там как любимый гость и знаком с персоналом. Новые обстоятельства переселяют его в комнату на чердак.
Он сохраняет свои привычки, рутину, и благодаря образованности, элегантности и остроумия приспосабливается к своей новой жизни. И он вскоре пополняет их ряды официантов, вливается в коллектив недавней прислуги — горничных, поваров и портье, консьержей. Ростов дружит с умной девочкой Ниной. Бывший граф завязывает тайный роман с актрисой Анной Урбановой. Ее играет Мэри Элизабет Уинстед, настоящая жена МакГрегора. Дуэт второй раз появляется вместе как пара. Они играли в третьем сезоне сериала «Фарго», съемки в котором сблизили их.
Кровавая и противоречивая история СССР проходит за мутным окном Метрополя. О красном терроре при Ленине и репрессиях Сталина, страданий во время Второй мировой войны говорится исподволь.
Ростов сочетает в себе идеализированный стереотипный образ русской интеллигенции, которым все еще некоторые гордятся. Он, как образ, имеет все качества тонкой прослойки интеллигенции, которая образовалась в начале 20 века. Человека интеллектуала, изысканных манер, благородного поведения, не попасть под обаяние, которого невероятно трудно. В Серебряный век этот образ был доведен до совершенства.
Но сегодня он кажется никогда не существовавшим призраком. Персонаж важен как пример стоика. Он — человек, потерявший всё, родных, деньги, статус, окружение, но нашедший убежище и семью в Метрополе. Он воспринимает мир с мальчишеской наивностью. Его взгляд остается незамутненным, что помогает сохранить внутреннюю чистоту и глубину.
Ростов остается верным в своих принципах и продолжает жить, не переходя опасной черты. Он находится под присмотром Осипа Хлебникова, начальника из КГБ, который использует Ростова, чтобы лучше понять так называемых «иноагентов», в то время «классовых врагов». Их отношения с течением времени переходят в стадию псевдодружбы. А беспощадный, циничный Осип приобретает даже черты трагической фигуры.
Гостиница «Метрополь» — это метафора и Внутренняя Монголия, в которую сбегает Ростов, чтобы противостоять бесчеловечной системе самим фактом своего существования. Он смог принять жесткую реальность, смириться с ней, не отказавшись от себя и найти новых друзей, смыслы жить. Невероятно, как американский сериал о России Советской резонирует с современными событиями, когда часть людей оказалась без надежд и опоры. И в очередной раз, теперь для нового поколения встал вопрос: что делать человеку, когда вокруг него происходит зло, насилие, переворачивание смыслов, как не сойти с ума от творящегося абсурда, чтобы сохранить себя физически и духовно, свои убеждения. Поэтому несмотря на недостатки сериала, он искренне, эмоционален и психотерапевтичен.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com