Душа — недетская анимация Pixar в поисках смысла жизни
Новый фильм «Душа», созданный креативным директором студии Питера Докера в соавторстве с Майком Джонсом и Кемпом Пауэрсом, отправляется в метафизическое путешествие в «Великое Запределье»
Современная анимация превосходит другие жанры в изобразительных средствах и по силе воздействия на зрителя. Ярким представителем, который задает высочайшую планку мастерства, является студия Pixar.
25 декабря вышел очередной новый шедевр студии «Душа».
«Душа» — попал точно в цель, появившись в конце 2020 года, когда каждый вынужден быть наедине собой и задать вопросы о смерти, о смысле жизни. Это амбициозный и сложный фильм, написанный с юмором, оптимизмом и без лишнего морализаторства, который прекрасно использует анимацию, чтобы выразить сложное видение мира.
Режиссер фильма Питер Докер, создатель Головоломки, Вверх, Корпорации монстров. Он был номинирован на 8 Оскаров и получил только два. Питер Докер — мастер по нестандартными идеями и экспериментам. Наши страхи и эмоции превращаются в яркие метафоры и абстракции в «Корпорации монстров» и в «Головоломке». В «Душе» авторы фильма заглядывают в нашу душу и ведут метафизический разговор о смысле и ценности жизни.
Действие происходит в Нью-Йорке, некогда в плавильном котле американского народа, а теперь представляет собой мультикультурный калейдоскоп содружества и солидарности, глобализации. Нью-Йорк всегда был городом великих возможностей и символом американской мечты.
Логичен выбор музыки. Это джаз — синтез стилей, наполненный духом свободы, импровизации, творчества. Джаз принадлежит во многом черным музыкантам.
Авторы действуют немультипликационно и иррационально, с самого начала почти убивая главного героя. Джо Гарднер — афроамериканец средних лет, хронический неудачник и джазовый пианист, вынужденный заниматься преподаванием музыки в школе. Наконец судьба дает шанс попасть в известный коллектив звезды джаза Доротеи Уильямс. Окрыленный удачей, Джо ничего не видит и падает в канализационный колодец, улетая в потусторонний мир. Он оказывается в квантовой реальности, где души двигаются по конвейеру, отправляясь в далекое небытие, как на картине Босха.
Чувствуя незавершенность и нереализованность собственной жизни, Джо сопротивляется общему потоку и попадает неоновое сияющее царство с каплеобразными душами-младенцами и плоскими квантовыми «советниками» по имени Джерри. Нерожденные души должны найти искру и отправится на Землю для воплощения. В этом им помогают наставники, успешные в прошлой жизни личности. Обманом Джо становится таким воспитателем и получает упрямое существо под номером 22. Двадцать вторая не хочет на Землю, несколько столетий морочит голову своим учителям от Архимеда до матери Терезы. Джо и Двадцать вторая объединяются и проходят сложный путь самоопределения, делясь опытом, помогая друг другу решить внутренние конфликты.
Фильм проходит в двух разных мирах и измерениях: в Запределье и Нью-Йорке. Авторы фильма не воспроизводят христианскую или другую религиозную концепцию загробного мира, не делят на ад и рай. Создают такой симбиоз с науки, религии, юмора и цвета. «Запределье» переносится в космическое пространство, светит яркими неоновыми цветами. Здесь пребывают существа и сооружения замысловатых форм от плоских до объемных.
В Запределье что-то находится на строгом учете, но есть много случайного и забавного, таким образом авторы пытаются объяснить как в одной семье рождаются разные дети. Царство копирует обычный мир, иронизируя над модным увеличением саморазвитием и самосовершенствованием. Прежде чем, получить искру малыши-капли собираются на тренинг-семинар по поиску предназначения.
Музыка футуристическая, созданная Трентом Резнором и Аттикусом Россом, музыкантами, писавшими музыку для фильмов Дэвида Финчера «Социальная сеть»(Оскар), «Девушка с татуировкой дракона», «Манк».
Когда герои попадают в Нью-Йорк, город оживает, наполняется звуками и ритмами — автомобильными гудками желтых такси, грохотом поездов, движением людей, запахами пиццы, множеством деталей и фактур.
Погружается атмосферу солнечного осеннего дня. Музыка здесь другая. Джазовые композиции играет Джон Батист. Кажется, авторы дарят манеру исполнения музыканта своему персонажу. Длинные виртуозные пальцы, увлеченные городскими ритмами, спешат по черным и белым клавишам, создавая музыку, блюз.
«Душа» никогда не останавливается ни в развитии сюжета, ни в поисках смыслов. Не пытайтесь предугадать повороты фильма. Он движется дальше, вовлекая зрителей в события и эмоциональную глубину, даря долгожданный катарсис.
«Душа» преподает ценные уроки о том,
- как находить радость в жизни, даже если она нас разочаровывает
- задает болезненный вопрос смерти для вечно молодого жителя мегаполиса, впрочем, не зацикливаясь, а только осознавая нашу внезапную смертность
- ставит вечную дилемму между творчеством и прагматизмом
- напоминает о разочаровании и опустошении, когда мечта реализуется
- говорит о нашей зацикленность на достижение цели и практичности, забыв смысле цели
- не забывает о родителях и о том, как они влияют на нашу жизнь
- воспевает ценность жизни в самом высшем смысле. О ее силе, пронизывающей все вокруг
- об обретении личной свободы
- о чуде повседневности, которая присутствует в каждом моменте
- о каждодневной борьбе за смыслы, которыми наполняем жизнь
Если я что-то забыла упомянуть, пишите в комментариях. Как и все фильмы Пиксар, раскрепощает оковы души, а за ними и слезы, и дикое желание обнять всех на свете, начать жить с чистого листа и той настоящей жизнь, о которой мечтаем.
Мне кажется этот фильм не совсем детский, больше подходит для взрослой аудитории. Не знаю, как реагирую дети. Может быть, мы зря считаем детей глупыми. Может быть, они не поймут смысл разумом, но сердцем, почувствуют эмоциональный заряд. Фильм идеален для семейного просмотра.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com