Обзор фильма: Дьявол всегда здесь
Премьера фильма «Дьявол всегда здесь» состоялась в сентябре на Нетфликс
Режиссер фильма Антонио Кампос, продюсер Джейк Джилленхол и Рэндалл Постер. У Нетфликса много недостатков, но стоит отдать должное стримингу за то, что он рискует и позволяет реализовать классные независимые проекты. Фильм «Дьявол всегда здесь» основан на одноименном романе Дональда Рэя Поллока 2011 года по сценарию Антонио и Пауло Кампос.
Сюжет романа разворачивается в местечке под названием Нокемстиф, штат Огайо, и в Западной Вирджинии, действие происходит в период с конца Второй мировой войны до Вьетнамской, середины 1960-х годов. Он сплетает воедино нити судьбы разных людей из маленьких городков. Книга написана в жанре южной деревенской готики, и фильм повторяет стиль повествования. История предстает только с мрачной стороны, когда думаешь о хорошем и надеешься на лучшее, а происходит самое худшее. Канвой сюжета является поколенческая сага Расселов, отца Уилларда(Билл Скарсгард) и сына Арвина.
Уиллард глубоко религиозен, но возвращаясь с фронта Второй мировой, он отказывается от бога. Как и многие из его поколения он встречает девушку Шарлотту, женится, копит на дом, воспитывает сына. Переломным в судьбе семьи становится смертельная болезнь его жены, он вновь обращается к богу. Устраивает в лесу алтарь и неистово молится, ждет чуда. Когда этого не происходит, начинает приносить кровавые жертвы — убивает любимую собаку сына и кончает жизнь самоубийством. Неистовство отца заставляет его сына Арвина отвернуться от Бога.
В историю вплетаются другие судьбы — Ленора (Элиза Сканлен), сводная сестра Арвина. Карл (Джейсон Кларк) и Сэнди (Райли Кио), пара, которая развлекается, убивая молодых автостопщиков, и любвеобильный преподобный Тигардин(Роберт Паттинсон). Есть коррумпированный коп (Себастьян Стэн).
Фильм «Дьявол всегда здесь» копается в подсознании «глубинного народа» Америки. Провинциальная жизнь маленьких городков, где все друг друга знают с высоким уровнем насилию и религиозности резонирует с героями Лескова и Достоевского. В этой среде из поколения в поколения передается неиссякаемое насилие, жестокость и несчастья.
Бог присутствует в фильме в виде безучастного деревянного истукана, оставив в одиночестве человека. Как и в христианском мифе здесь сложные отношения между сыном и отцом. Убийство собаки и слепая вера отца разрывает связи на уровне единства мыслей, чувств и сердечной привязанности. Отец ничего не может дать сыну, кроме посттравматического синдрома и пистолета Люгера, который как чеховское ружье, обязательно выстрелит.
Обыденность, невежество и бедность съедают осмысленность человеческого существования и обезличивает человека. Он прячется от собственной пустоты в религию или насилие. Люди действуют с унылой деловитостью, серьезностью и тупой непоколебимостью в любом деле, которое дает хоть какую-то надежду и смысл. Зло вторгается и пронизывает всю жизнь человека от рождения до смерти. Так существуют серийные убийцы Карл и Сэнди. Они ведут скучную жизнь: она легкодоступной официантки, он — фотографа, раз в год они катаются по автомагистралям штата в поисках жертв, не испытывая мук совести или сожаления за содеянное. Или проповедник Рой Лаферти(Гарри Меллинг), который пытается воскресить убитую жену.
Арвин(Том Холланд) — центральный персонаж. В некоторых эпизодах он выступает как «невидимая карающая рука» Бога. У него доброе сердце, но твердый, несгибаемый характер. Арвин мог бы стать тем персонажем, который бы разорвал порочную нить бесконечных повторений и найти свою выход из ужасного детства в другую взрослую жизнь.
Он единственный, кто действует сознательно, кто берет ответственность за свою и жизнь близких людей. В нем есть чувство противостояния злу и лицемерию. Но совершая преступление за преступлением, он уравнивает себя с настоящими убийцами, оказываясь замкнутым в бесконечность и погружая зрителя в безнадежность и пустоту.
Фильм «Дьявол всегда здесь» исследует сильные вопросы, вставшие перед человечеством после двух мировых войн, о нерешенных моральных дилеммах и структурном насилии и лжи, встроенных в социальные культурные институт общества. Таким в фильме выступает религия, в которой роли жертв и искусителя заранее распределены.
Южная готика — это своего рода парад гротесков. Фильм играет с некоторой нелепостью, находя в самых трагических моментах элементы комичного и бессмысленного. Возникает впечатление, что многие персонажи не развиты, но Антонио Кампос исследуют их через взаимодействия и пересечения друг с другом, а не через их мысли и чувства. В фильме много великолепных актерских работ, которые добавляют в персонажи мрачного обаяния. И хотя им трудно сопереживать, так как они медленно теряют человеческую оболочку, но вовлекает в их жизнь.
Еще обзоры фильмов 2020 года: Гнездо — семейная драма с высоким уровнем напряжения хоррора
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com