9 научно-фантастических фильмов с потрясающим визуальным стилем
Визуальная часть научно-фантастических фильмов — одна из самых важных. Кинематографисты стараются подчеркнуть красоты неизведанных глубин нашего сознания или космических высот, неизведанных планет. Визуальные эффекты могут быть внушающими трепет или задумчивыми, кинетически усиленными или экзистенциально красивыми, психоделически ошеломляющими или совершенно мрачными. Иногда чрезмерное увлечение визуалом и компьютерными эффектами маскируют дыры в сюжете. Но если всё совпадает, то усиливают видение режиссера и талант актеров, в результате получается шедевр, который не всегда могут оценить критики и зрители. Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика и «Солярис» Андрея Тарковского, «Чужой» Ридли Скотта — признанные шедевры, которые постоянно цитируются. Но и современники хотят оставить свой след в истории кинематографа или по крайней мере запомниться зрителям. В этом не последнюю роль играют замечательные и талантливые операторы. Эта подборка великолепная возможность сказать о них. 9 научно-фантастических фильмов с потрясающим визуальным стилем за последние десять лет
Бегущий по лезвию 2049 (2017)
- Режиссер: Дени Вильнёв
- Оператор: Роджер Дикинс
Дени Вильнев снял продолжение фильма Ридли Скотта и экранизации романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа К. Дика, о продвинутых репликантах, за которыми охотятся в Лос-Анджелесе будущего. Режиссер сильно опирался на талант Роджера Дикинса. Оператор знает, когда начать с поразительно красивого изображения, а когда приблизиться к персонажу. Иногда он держит камеру очень близко к главному герою, которого играет Райан Гослинг, позволяя ему быть проводником в этих гигантских городах, пустошах. Все идеально объединено — оранжевая серная дымка, серебряный зимний свет, аморфный жидкий свет убежища Джареда Лето. Визуальный стиль помогает истории углубляться в то, что делает нас людьми, расширяя ее и подрывая привычный рассказ об «избранном».
В создании атмосферы не последнюю роль играет и музыка. Большинство тем к «Бегущему по лезвию 2049» написали Ханс Циммер и Бенджамин Уоллфиш. Работа Дикинса была признана академиками и коллегами, фильм получил премий «Оскар» и «BAFTA» в номинациях «Лучшая работа оператора» и «Лучшие визуальные эффекты». И хотя фильм не окупился в прокате, он все больше становится культовым.
Гравитация (2013)
- Режиссер: Альфонсо Куарон
- Оператор: Эммануэль Любецки
- Композитор: Стивен Прайс
Научно-фантастическая история часто используется как фон и метафора, чтобы рассказать более сложные экзистенциальные вопросы, которые решает человечество. Таков шедевр Куарона «Гравитация», режиссер не намеревался снимать фильм о самом космосе, он хотел снять фильм о ценности жизни как таковой и о стойкости человека в самых безнадежных ситуациях.
Это история про то, как двое ученых оказались в космосе, что им нужно преодолеть, чтобы вернуться на Землю. Жуткая атмосфера пронизывает фильм, с завораживающей, богатой кинематографией и перформансами Сандры Буллок и Джорджа Клуни. Любецки был пионером еще неосвоенных компьютерных инструментов, фильм полностью снят с использованием компьютерной графики. Применяя их, оператор смог воссоздать в кадре красоту естественного света и придать ему характер. По мере развития фильма яркий ласковый свет становится жутким и угрожающим.
Фильм получил 7 премий Оскар, в числе которых лучшая операторская работа и лучшие визуальные эффекты, отвечал за них Тим Уэббер.
Полночное небо (2021)
- Режиссер: Джордж Клуни
- Оператор: Мартин Рюе
- Композитор: Александр Деспла
Полупостапокалиптический научно-фантастический фильм, основанный на романе Лили Брукс-Далтон 2016 года «Доброе утро, полночь»,
Действие происходит в 2049 году, через несколько недель после того, как апокалиптическое событие сделало Землю пригодной для жизни. Ученый Августин Лофтхаус (Джордж Клуни) живет в обсерватории за Полярным кругом, наблюдая за космическими полетами. Он обнаруживает, что команда Эфира возвращается на Землю после своей миссии на спутник Юпитера К-23, возможный новый дом для человечества. Вместе с Айрис (Каойлинн Спринголл), молодой девушкой, которую он нашел прячущейся в обсерватории, Августин решается пробраться к другому форпосту с более сильным сигналом связи, чтобы предупредить экипаж Эфира о том, что произошло.
Технически фильм очень впечатляющий, с четкими визуальными эффектами и производственным дизайном, помогающим погрузить зрителя в мир. Полярный круг и космическое пространство подчеркивают одиночество и изоляцию, которые испытывают персонажи, эффективно отображая суровость ситуаций.
К звездам/Ad Astra(2019)
- Режиссер: Джеймс Грэй
- Оператор Хойте Ван Хойтема
- Композитор Макс Рихтер
Фильм понравился критикам, но широкая публика была не впечатлена. Питт играет Роя Макбрайда, астронавта, который отправляется на Нептун на поиски отца, Клиффа Макбрайда (Томми Ли Джонс). В фильме путешествие в космос используется как метафора одиночества и изоляции Роя. Гамлетовская оставленность и отстраненность отца кажется несколько старомодной темой. Но визуальные эффекты Хойте ван Хойтемы (который снял «Интерстеллар» для Кристофера Нолана) превращают фильм в поэзии. Минимализм и монотонность изображений привносят философскую двойственность. С одной стороны — недосказанность и уединённость, и с другой — величественность и масштабность.
Аннигиляция (2018)
- Режиссер: Алекс Гарленд
- Оператор: Роберт Харди
- Композиторы: Джофф Барроу, Бен Салисбери
Второй фильм Алекса Гарланда как режиссера и еще один научно-фантастический триумф, вдохновленный романом Джеффа Вандермеера, а также под влиянием «Сталкера» Тарковского и «Цвет из космоса» Л. П. Лавкрафта. Группа ученых, среди них главная героиня Лина (Натали Портман) отправляется во враждебную, возможно, инопланетную среду, известную как «Мерцание». Прежде всего, это визуально яркая кинематография, на экране оживает мир, доступный нам только в нашем воображении. История и послание невнятны. Фильм пронизан моментами интуитивного ужаса, но также поднимает более абстрактные вопросы, касающиеся природы жизни и человека, в конечном итоге они остаются нерешенными.
Безумный Макс: Дорога ярости (2015)
- Режиссер: Джордж Миллер
- Оператор: Джон Сил
Джордж Миллер превращает современное беспокойство — изменение климата, всеобщий апокалипсис, в захватывающий триллер с великолепными спецэффектами. Фильм вдохновлен комиксами про Макса Рокатански. В этом постапокалиптическом мире, где бензин и вода стали дефицитными товарами, и Макс, Фуриоса и невесты военного диктатора, на огромной фуре пробираются через пустыню в поисках Зеленых земель.
Для съемок фильма режиссер призвал с пенсии великого австралийского кинематографиста Джона Сила(Английский пациент, Человек дождя). Миллер решил, что нет большой необходимости в причудливой компьютерной графике, когда можно использовать натурные съемки. Актеры и съемочная группа провели 6 месяцев, путешествуя по пустыне Намибии, чтобы запечатлеть тысячи сложных высокоскоростных трюков. В результате каждая деталь диалога и постановки заставляет мир ощущаться реальным и живым. Одна из ярких сцен — это массивная пыльная буря, окутывающая рой враждующих машин, которые теряются в кружащейся мечтательной дымке компьютерной графики. Это не просто великолепный блокбастер, это богатая аллегория дегуманизации и фанатизма
Интерстеллар(2014)
- Режиссер: Кристофер Нолан
- Оператор: Хойте ван Хойтема
- Композитор: Ханс Циммер
Тема пространства и времени — одна из центральных в творчестве Нолана. Фильм «Интерстеллар» остается непревзойденным опытом, несмотря на новый «Довод». В Интерстелларе великолепно связываются интеллектуальные исследования космических путешествий, времени с эмоциональными отношениями между отцами и дочерями. Бывший пилот НАСА (которого играет Мэттью МакКонахи) отправляется в глубины космоса в поисках нового дома для человечества, оставляя на Земле свою дочь. Время проходит для него иначе, чем на Земле.
Чтобы точно изобразить черную дыру на экране команда специалистов по визуальным эффектам консультировалась с астрофизиком Кипом Торном. Который поделился своими знаниями о черных дыра. Заявляя, что наши представления о черных дырах как о воронкообразных брешах, засасывающих всё вовнуть, в корне неверны. Исследование Торна показало, что черные дыры больше похожи на трехмерные сферы.
Для этого был создан специальный модуль компьютерной графики, позволяющий воспроизводить убедительные изображения в соответствии с рекомендациями ученого. Нолан старался использовать зеленый фон по минимуму, сочетая реальные видео с компьютерными эффектами. Поэтому неудивительно, что фильм получил Оскар за лучшие спецэффекты. Композитор Ганс Циммер для саундтрека фильма использовал церковный орган, который добавляет масштаба и драматизма.
Побудь в моей шкуре (2014)
- Режиссер: Джонатан Глэйзер
- Оператор: Дэн Лэндин
- Композитор Мика Леви
- В главной роли: Скарлетт Йоханссон
Сложный научно-фантастический хоррор Джонатана Глейзера вдохновлен одноименного романа Мишеля Фабера 2000 года. Это загадочный и провокационный фильм с тревожными, непостижимыми визуальными эффектами. Самым ярким элементом фильма является Йоханссон. Бледная, с грязным черным париком под боб и толстой шубой она сильно отличается от ее обычных ролей в блокбастерах. Согласно сюжету романа, инопланетянка в облике земной девушки охотится на земных мужчин: одурманивает их и переправляет своим соплеменникам, которые готовят из землян еду.
Постепенно она начинает сомневаться в своих действиях, которые приводят к кризису идентичности. Кроме Скарлет Йоханссон в фильме нет профессиональных актеров. По замыслу режиссера, для съемок использовались скрытые камера, а люди не подозревали, что их снимают. Почти немой фильм сопровождает чувствительная и нежная музыка Мика Леви. Фильм буквально ползет по коже.
Высшее общество/High Life (2018)
- Режиссер: Клер Дени
- Оператор: Йорик Ле Со
- Композитор: Стюарт Стэйплс, Tindersticks
Мрачный, угрюмый, а иногда жестокий фильм, это психологическое путешествие в пустоту, пропитанное осязаемым страхом, с тревожным кошмарными абстрактными образами и великолепными, продуманными перформансами, в особенности это касается игры Роберта Паттинсона. Здесь совсем нет красивых видов космоса, замкнутое пространство станции рождает клаустрофобию, напоминая Солярис Тарковского.
Действие картины протекает в глубоком космосе на исследовательской станции на орбите вокруг чёрной дыры. Осужденные из камеры смертников проводят эксперименты по использованию энергии черной дыры. Одновременно руководитель миссии доктор Дибс проводит ряд экспериментов по продолжению жизни на станции, собирая биоматериал у заключенных. Клер Дени смотрит на человечество мрачно, но ее камера всегда необычайно настроена на красоту и сложность мира, в котором обитает человечество.
Еще интересные подборки: Петля времени в фильмах и сериалах, которые вышли за последние пять лет
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской
Иллюстрации: imdb.com