Почему сериалы HBO стали культовыми

За последнее десятилетие сериалы превратились из низкопробного развлекательного контента в яркое культурное явление, способное помочь современному человеку осмыслить происходящие события и современность в целом. Одним из главных флагманом на этом поприще, который задавал стандарты и перевернул многие навязанные шаблоны, был и есть стриминг HBO.

HBO отличает высокое качество программ и сериалов, и стриминг давно является золотым стандартом, на который ориентируются другие каналы, включая Нетфликс, и которые заимствовали стратегию у HBO. Почему все-таки именно сериалы HBO стали культовыми

HBO

Как всё начиналось

Теперь у нас есть Netflix, Showtime, AMC, FX, но все это началось с HBO.

Вначале 70-х в больших городах Америки был бум телевизионных стартапов, пытающихся заработать на платной подписке. Несмотря на то, что прокладка оптоволоконного кабеля в городах и по всей стране являлась длительным процессом, и убеждать людей, что им надо платить за подписку, было трудным делом, но это не отпугивало предпринимателей. Фирмы исчезали и появлялись вновь.

Предприниматель Чарльз Долан, основатель НВО, задумал сеть в 1971 году как «Зеленый канал». Он был владельцем Sterling Communications, растущего кабельного концерна в столичном районе Нью-Йорка. Но дела в мегаполисе не задались, и сеть вынуждена была переместиться в Пенсильванию, в небольшой городок Аллентаун. Сеть переименовали временно в Home Box Office, как более понятное для потребителей, и впоследствии название прижилось. Изначально упор делался на свободные от рекламы фильмы.

Первым выпуском стал фильм Пола Ньюмана «Иногда великая идея» по роману Кена Кизи. Первая программа службы была телетрансляция игры Национальной хоккейной лиги (НХЛ) между «Нью-Йорк Рейнджерс» и Ванкувером. Тогда НВО смотрело триста шестьдесят пять человек. Технологии и амбиции — вот что позволило фирме расти.

НВО — это технологии

Сеть потихоньку росла, но недостаточно для амбиций HBO. Было желание распространиться по всей стране, и единственный способ сделать это — через спутники. Несмотря на то, что технология была еще сырая и требовала серьезных вложений, в 1975 году НВО становится первой американской спутниковой сетью. К 1976 году количество абонентов увеличилось до 500 000. Так началась экспансия сети в Америке, а затем и в мире. Все что появлялось на рынке телевизионного, спутникового, цифрового программирования(мультиплексирование, технология цифровой компрессии), шло в ход. В 1985 году HBO стала первой телевещательной компанией, которая зашифровала свой сигнал для борьбы с пиратством. В 2010 году появился потоковый сервис НВО go, в 2015 — НВО макс. Здесь стоит упомянуть Боба Зиттера, который был вице-президентом и техническим директором компании более 30 лет. Он создавал команду и внедрял все нововведения.

НВО — это амбиции

НВО был всегда одним из самых дорогих каналов($14,99 в месяц), и недостаток — платность подписки, преподносится как вступление в закрытый лондонский клуб. Компания долго и плодотворно работала на создание образа элитарного канала. Чтобы дистанцироваться от телевидения, которое ассоциируется как массовая низкосортная культура, придумывается слоган «это не телевидение, это НВО». До сих пор сеть сторонится конкурентов и не экспериментируют с условиями просмотра серий —1 серия в неделю.

Первые сериалы

Тюрьма Оз; http://imdb.com

В НВО рано поняли, что не стоит быть зависимыми от Голливуда, стали привлекает оригинальный и разнообразный материал, талантливых авторов, актеров, известных мастеров.

Телевидение представляло низкопробный контент, рассчитанный только на развлечение и отвлечение, а иногда и фона для повседневных дел. Каналы штамповали однообразные и бесконечные ситкомы. Владельцы были одержимость чистой прибылью, от телевидения ничего другого и не ждали. HBO повернули вспять культурную тенденцию. Что говорить, они превратили сериалы в искусство.

Каким-то чутьем они уловили тоску городских зрителей по умному, вскрывающего культурные коды телевидению, которое озвучивает боли и проблемы современного общества. НВО всегда старалась предоставить зрителю эксклюзивный материал: голливудские фильмы без купюр, трансляцию спортивных программ, культурных мероприятий, но меняющийся телевизионный ландшафт, появление на рынке конкурентов, заставляют руководство НВО соответствовать вызовам.

Здесь сыграл пресловутый человеческий фактор. На НВО пришли новые люди. В 1995 году Джефф Бьюкс становится генеральным директором HBO, в этом качестве он утраивает прибыль компании, стимулируя «фундаментальный сдвиг в содержании НВО».

Новый вице-президент по оригинальным программам Крис Альбрехт разработал стратегию бренда и превратил в НВО, таким каким мы его знаем сейчас. Альбрехт был инициатором создания сетью собственных программ и сериалов. Первым сериалом HBO стала тюремная драма под названием «Тюрьма Оз», создатель Том Фонтана.

Появляется в 1998 году «Секс в большом городе» с необычайной откровенностью рассказывающий о сексуальной жизни одиноких женщин в Нью-Йорке. Затем в 1999 году вышел «Клан Сопрано» Дэвида Чейза. Сериал первый вывел на экраны антигероя, и предлагая не просто историю жизни маленького мафиози, нуждающегося в психотерапии, но постепенно сериал превращается в насыщенное, медленное исследование власти.

HBO ценит авторское телевидение

Прослушка,12 современных сериалов про 1990-е
Прослушка; http://imdb.com

НВО уважает авторский взгляд, предоставляя творцам определенную автономию, что позволяет осуществиться творческому замыслу, добиться признания молодым и неизвестным авторам. Кэри Фукунага с «Настоящим детективом», Джонатан Нолан — «Мир Дикого запада» получили признание, сняв сериалы на НВО.

В этом ключе интересна история «Прослушки». Сериал вышел в 2002 Его создатель Дэвид Саймон, бывший криминальный журналист из Балтимора. Сериал сосредоточен как на торговцах наркотиками, так и на полиции и переворачивает привычное понимание преступности и борьбы с преступностью, сформированное процедуралами. Почему НВО взялось за Прослушку — непонятно.

В это время еще шел суперуспешный «Клан Сопрано». В течение нескольких сезонов Прослушка имела низкие рейтинги. Но НВО продляла его вновь и вновь. Сериал постепенно завоевывал зрителя. Есть странный факт — без ума от него были критики, которые поглощены мраком и сложностью повествования, и люди, пережившие подобный опыт в собственной жизни.

Со временем Прослушка получила культовый статус, став «лучшим телесериалом из когда-либо созданных». И как сказал один из руководителей НВО, телешоу работает на HBO, потому что это «элегантное шоу, которое возвышает бренд». После Прослушки карьера Идриса Эльбы, Доминика Уэста пошла вверх.

НВО стал первым стримингом, который получил Эмми

Подпольная империя
Подпольная империя; http://imdb.com

Такой обмен взаимен. И автор переносит свою репутацию на бренд. Мартин Скорсезе снял пилот и стал исполнительным продюсером всего сериала «Подпольная империя». Он получил премию за постановку пилотного эпизода. Всего сериал получил 20 премий «Эмми». Восторженные отзывы получил Настоящий детектив, в первом сезоне которого снялись звезды Мэттью Макконехи и Вуди Харрельсон.

Разножанровость

HBO не эксплуатирует прибыльные жанры и не клонирует бесчисленное криминальных сериалов. Сеть очень серьезно относится к комедии, считает себя «покровителем стендапа». Альбрехт провел годы, выявляя и взращивая комические таланты. Программа «Шоу Ларри Сандерса» стала флагманским сериалом HBO 1990-х годов. Она получила культовый статус и признанием критиков, а также завоевала множество номинаций и побед.

Существует отдельный канал НВО comedy. HBO имеет собственное подразделение по производству и выпуску документальных фильмов HBO Documentary Films, которое выпускает от 10 до 15 документальных фильмов в год. Шейла Невинс возглавляла отдел до 2018 года. За это время НВО выиграла 35 наград «Эмми», 42 награды Пибоди и 26 премий Оскар.

НВО привлекают взрослую аудиторию

Игра престолов
https://imdb.com/; Игра престолов

До создания сети было практически невозможно посмотреть фильм без купюр за пределами кинотеатра.HBO воспользовался своим правом демонстрировать обнаженные тела и сексуальные ситуации не только в голливудских фильмах, но и собственных сериалах. Это, конечно же, Игра Престолов.

НВО в очередной раз попадают яблочко. Известно, что пилот не понравился НВО и они заставили Дэвида Бениоффа переснять его. Игра престолов раздвигала границы наготы и насилия. Сериал беспощаден к главным героям ради развитие сюжета. Многие испытали шок, когда сериал расправился с персонажем Шона Бина в конце сезона.

Последний восьмой сезон посмотрело 12 миллионов человек. И скорей всего это последний сериал, который имел такой высокий рейтинг ожиданий и объединил гигантское количество людей. «Игра престолов» является рекордсменом по количеству премий «Эмми» для драматического сериала и до сих пор держит этот рекорд. В итоге сериал выиграл 59 наград из 160 номинаций. Этот рекорд еще предстоит побить другим телешоу.

Итог

НВО давно является частью огромного конгломерата Time Warner. У компании 67,5 миллиона подписчиков на HBO и HBO Max. Это не самое большое число, впереди Нетфликс и Дисней+, Амазон прайм. И наверно, сети не удастся побить собственные рекорды и сохранить полностью свои амбиции.

В 21 веке нет единой телевизионной культуры, поскольку у аудитории невероятное разнообразие выбора. Но тот тон и эстетика сериального повествования — сильный авторский голос, сложные герои и подробные параллельные телемиры, заданная НВО, продолжают иметь вес, привлекать зрителя и тиражироваться другими стримингами.

Еще сериалы НВО: Великолепная Кейт Уинслет в сериале «Мейр из Исттауна»